Как вернуть товар, если потерян чек?

Многие покупатели после оплаты товара выбрасывают или теряют чек. Однако, если вещь не подошла или в ней обнаружились недостатки, сожалеют, что чек не сохранили. Магазины зачастую  таких случаях отказывают принимать товар назад. Но закон на стороне покупателя

Артём ЗНАМЕНСКИЙ

После пререканий с продавцами, человек, как правило, отказывается от затеи отдать назад некачественный или неподходящий по каким-то причинам товар. А зря.

34-08.jpg

«В Законе «О защите прав потребителей» существуют конкретные нормы, которые регулируют возврат (обмен) товара при отсутствии чека, - говорит заместитель прокурора Калининграда Мария Чудинова. - В отношении некачественного товара необходимо ссылаться на пункт 5 статьи 18 Закона (отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований). В отношении качественного товара, если требуется замена или возврат в течение 14 дней (не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, при этом не был в употреблении) — отсутствие у потребителя подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (статья 25 Закона)».

Чтобы вернуть в магазин покупку, если чека нет, человеку придётся доказать факт её приобретения.

Для этого есть несколько способов:

Свидетели

Если покупка совершалась в присутствии супруга, друга, соседей, взрослых детей, то они могут дать свидетельские показания и подтвердить факт совершения покупки. Их показания оформляются в письменном виде и предъявляются в магазин.

Фирменная упаковка или сопутствующая документация

Часто упаковка содержит символы торгового центра. В этом случае принадлежность товара данному магазину очевидна.

Кроме того, продажа, как правило, сопровождается выдачей гарантийного талона, паспорта изделия, инструкции по применению. В этих документах может указываться информация о магазине.

СМС или данные банка

Многие сейчас расплачиваются кредитной или дебетовой картой. В таком случае владельцу карты приходит смс-сообщение из банка об оплате, где указываются сумма, место, дата и время оплаты, а также наименование платёжного терминала, который списал средства.

Смс-сообщение легко сохранить, сделав скриншот.

Или же можно при покупке попросить продавца прислать электронный чек. Он может отображаться в виде картинки, pdf-документа, ссылки с указанием даты, времени и суммы покупки.

«Если же вы этого не сделали, то необходимо обратиться в банк, выдавший вам карту, - советует Мария Чудинова. - Доказательством может служить выписка с банковского счёта об авторизации и совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций. Здесь вам в помощь пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17».

Видеозапись

Во многих магазинах есть камеры. Можно попытаться достучаться до администратора, указать дату и приблизительное время совершения покупки и найти соответствующую запись, когда изделие приобреталось.

Тогда только суд

Если продавец отказывается принять (обменять) товар, необходимо составлять претензию.

Она должна содержать: наименование продавца, ваши ФИО, описание товара и проблему, его цену, дату покупки, требование к продавцу, дату составления претензии и подпись.

Один экземпляр претензии направляется руководителю организации-продавца (можно через секретаря). На втором экземпляре, который остаётся у потребителя, делается отметка о вручении. Претензию можно направить в адрес организации-продавца и заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если продавцом является индивидуальный предприниматель, то претензию можно выслать на его адрес (по месту жительства) заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по месту нахождения его торговой точки.

Если товар оплачивался при помощи банковской карты, то и возврат денег оформляется на карту. Если товар оплатили наличными, то деньги возвращаются либо из кассы, либо путём перечисления на карту.

Если никакие доводы на продавца не действуют, то обращаться нужно в Роспотребнадзор по Калининградской области или в суд.