Репина или Mozartstraße

Почему отказались от музыкантов в пользу революционеров и откуда пошёл девиз «Долго, некачественно, зато дорого!» читайте в нашей сегодняшней Экскурсии

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Сегодня мы пройдёмся по улице Репина. Она берёт своё начало в точке пересечения с Советским проспектом и через два километра сливается с ул. Карла Маркса. Улица сохранила не только свои довоенные границы, но и конфигурацию.

Как «исправляли» Моцарта

«Родилась» она в начале XX века в «музыкальном» районе. Её «соседки» носили имена великих композиторов: Баха, Листа, Бетховена, Вебера, Гайдна, Глюка, Штрауса, Мендельсона, Шуберта — всего 19 «музыкальных» улиц. В их числе значилась и наша нынешняя Репина, а в прошлом улица Моцарта.

63-16.jpg

В принципе, и после войны на переименование этих магистралей никто не покушался. Пока не нашёлся один бдительный товарищ, который просигнализировал «кое-куда», дескать, местное партийное руководство мышей не ловит! В советском городе советские улицы носят имена «вражеских немцев»!

Тогда «ошибки» быстренько исправили - улицам присвоили имена революционеров. Так ул. Баха превратилась в Димитрова, Вебера - в Менджинского, Бетховена - в Кирова и т.д. И только улицу Моцарта почему-то переименовали в честь творческой личности — Репина. И на том спасибо.

Слово о доме

Современная Репина имеет одностороннее движение (от Маркса до Советского проспекта), а вот её нумерация, наоборот, начинается со стороны Советского проспекта.

63-20.jpg

Самым знаменитым считается «буржуазный» доходный дом по адресу №№2-6, построенный в 20-х годах XX века (каждый подъезд имеет номер). Известно, что в доме №2 на первом этаже работали авторемонтные мастерские, а самим строением владел Карл Пальке, хозяин автозаправочной станции.

Вход в подъезд дома №6 до сих пор украшают шесть барельефов (три справа и три слева). Изображают они рабочих строительных специальностей.

Интересны и декоративные барельефы, украшающие окна на соседнем доме №4.

63-08.jpg

Хранят память

Полюбовавшись на барельефы, идём дальше.

63-05.jpg

Слева видим красивое 4-этажное здание, построенное в готическом стиле. Это новодел, но смотрится очень органично. Кстати, вписывается в достаточно большой ансамбль аналогичных по стилю немецких зданий, где располагалось сельскохозяйственное управление Восточной Пруссии.

В настоящее время в бывшем сельхозуправлении расквартированы морской проектный институт и мемориальная служба Балтийского флота.

«Долго, некачественно, зато дорого!»

На противоположной стороне под номером 20-24 - обычная многоэтажка советского времени.

Здесь в «брежневскую эпоху» трудились мастера известного в Калининграде детского ателье, шили, в том числе, и верхнюю одежду.

Ну, как шили? Как в монологе Райкина: «Я прихожу к директору, я говорю: - Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть. Выходит сто человек. Я говорю: - Ребята, кто сшил костюм? Они говорят: - Мы!»

Так и в ателье на Репина мастерили: рукава разной длины (какая ребёнку разница?), швы в одну линию вообще не соединяются (ребёнку до лампочки эти швы), фасон совсем не тот, что заказывали (это потому, что материал подвёл, мастер ушла в отпуск и дошивал изделие другой, да и сам ребёнок во всём виноват».

В общем, кто сталкивался в 70-80-е годы прошлого века с этим ателье, тот согласится, что его девизом были слова: «Долго, некачественно, зато дорого!»

63-12.jpg

Далее по курсу у нас 49-й лицей. Он стал одним из первых учебных заведений города, где построили полноценный стадион с футбольным полем и беговыми дорожками.

На противоположной стороне от лицея расположен четырёхэтажный многоквартирный жилой дом №52, возведённый ещё в начале XX века. Утверждают, что он сохранил свой исторический архитектурный облик.

Как и дома №№60 и 37. Во время войны они сильно пострадали, но их сумели восстановить, надстроив ещё дополнительные этажи.


Комент