Кражи с карт

Мы всё чаще используем электронные платежи, поэтому и число хищений с наших банковских карточек, совершённых дистанционными способами, растёт. Ведь известно: где деньги — там и воры

Татьяна СУХАНОВА

Потерять, так немного

Эксперты советуют не держать большие суммы на счёте, привязанном к карте. Такой совет недавно очень пригодился одной нашей знакомой.

Рисунок Игоря Пащенко.

Через Инстаграм ей пришло сообщение от приятельницы: «Мама попала под машину. Срочно перешли мне сколько сможешь вот на эту карточку... Ты меня знаешь — я всё верну. Деньги нужны срочно, потом всё расскажу».

Наша знакомая попыталась позвонить приятельнице, но у той номер всё время был занят. Принялась переводить ей на карточку столько, сколько у самой тогда имелось — 2300 рублей. Не остановилась даже тогда, когда поняла, что перевод на незнакомое имя. Когда деньги ушли, смогла дозвониться, наконец-то, приятельнице.

Оказалось, что приятельница ничего такого в Инстаграм не писала и мама её, слава Богу, в порядке.

Стало ясно, что деньги уплыли мошенникам.

«Заблокируйте транзакцию, - позвонила наша знакомая в Сбербанк, - я перевела деньги жуликам всего лишь пять минут назад!».

Однако в Сбере ответили, что по закону вернуть перевод может только получатель — дело сделано. Перевод был совершён по собственной воле.

Остаётся только радоваться, что деньги на карточке лежали небольшие, поэтому и перевела не так-то и много, как могла бы…

Звонки «из банка»

Кстати, и классическая схема отъёма денег, существующая уже более десяти лет, всё также работает прекрасно. Например, нашей сотруднице не так давно позвонили с «номера Сбера»:

- Это Людмила Петровна?

- Да…

- Я — Сергей, начальник службы безопасности Сбербанка. Вы совершали сейчас перевод и у вас не получилось?

- Нет, я никому ничего не переводила.

- Значит, кто-то хочет воспользоваться вашими сбережениями на карте. Номер карты такой-то? (Называет правильно номер карточки.) Остаток такой-то? (Опять же правильно называет сумму.)

- В целях предотвращения кражи вам нужно срочно отправить деньги на «резервный» счёт, а для этого сказать мне CVV/CVC-код (с оборота карты).

- Я пойду сейчас в офис Сбербанка и сама во всём разберусь…

- Людмила Петровна! - пресёк нашу сотрудницу злоумышленник, которому выгодно держать клиента как можно дольше на телефоне и, запугивая, выуживать информацию. - Вы не понимаете, что время дорого?! Тут медлить нельзя!

Однако наша сотрудница положила трубку и перезвонила в банк (номер есть на обороте любой карты!).

Конечно, ей сказали, что сотрудники банков, в том числе сотрудники службы безопасности, клиентам по мобильным номерам никогда не звонят! И что её пытался ограбить преступник.

Однако многие, в основном, одинокие пенсионеры, на такие звонки негодяев ведутся.

«Телефонные номера, с которых звонят псевдопредставители банков, с помощью специальных программ могут быть подменены на реальные телефоны банков, либо иметь схожие цифры, и человек, находясь в стрессовой ситуации, не в состоянии их проверить, - говорит заместитель прокурора города Калининграда Мария Чудинова. - Поэтому старайтесь как можно быстрее прервать подобный разговор и обратиться лично в отделение банка, либо позвонить по номеру, указанному на банковской карте».

Откуда они знают?

Самое интересное, что собственные номер телефона и номер карты мы сообщаем злоумышленникам сами…

Например, человек продаёт какую-то вещь на «Авито». Ему звонят, обещают перевести деньги на карту, а потом растворяются…

Через пару дней объявляется некий «сотрудник банка» и заявляет, что карта человека заблокирована из-за «потенциального мошенничества». Чтобы её разблокировать, нужно указать пароль, ввести код, который «банк» отправит на мобильный.

Всё это человек сообщает, а потом с его счёта просто исчезают деньги.

Или такая схема.

Якобы нашёлся покупатель на «Авито», который хочет приобрести вашу вещь и даже уже перевёл вам деньги на карточку.

Но тут звонит вам «сотрудник банка» и утверждает, что покупатель - юрлицо (или не является гражданином РФ, или клиент другого банка и т.д.), поэтому для перевода нужна дополнительная информация: CVV/CVC-код, пароль от банкинга и одноразовый код, который придёт на смартфон.

Дальше всё то же самое: деньги со счёта уплывают...

Чужой перевод

А бывает и такое. Допустим, вам приходит сообщение о переводе денег на вашу карту. И вы видите, что, действительно, счёт пополнен.

Через какое-то время вам звонит девушка и говорит, что ошиблась номером карты при переводе. Деньги отправляла, чтобы помочь бездомной собачке (на лечение ребёнка, на подарок маме и т.д.). Просит войти в положение и отправить «нечаянно» перекинутую сумму на тот номер карточки, который она продиктует.

Обычно люди сочувствуют «пострадавшей по своей невнимательности» девушке и перечисляют деньги на указанный номер карты. А потом… банк блокирует их карту, да ещё и обвиняет в мошенничестве…

Почему? А потому, что эта девушка - мошенница и дала номер вашей карты честному человеку, которому обещала продать, например, диван (саженцы, iPhone, холодильник, сдать квартиру и т.д.). Человек перевёл деньги вам, а вы – мошеннице.

Когда неудавшийся покупатель, не получивший свой оплаченный товар, понимает, что его обманули, он обращается в полицию и в банк, и полиция выходит на вас. С вас требуют деньги, поскольку это вы перевели их мошеннице.

Увы, вот так, руками честных людей, прохвосты и обналичивают деньги.

Для сведения

В 2019 году Центробанк насчитал 577 тысяч банковских операций с карточками, которые клиенты не совершали, на общую сумму 5,7 млрд рублей. Вернуть владельцам удалось только 15% средств, похищенных со счетов.

«Если вы стали жертвой мошенничества, то срочно обращайтесь в полицию по номеру 102 (с мобильного телефона – 112), - советует Мария Чудинова. - А лучше с письменным заявлением о краже (ст.158 УК РФ) или о мошенничестве (это когда обманным путём вы сами отдали деньги — ст. 159 УК РФ).

Одновременно с подачей заявления в полицию нужно позвонить на горячую линию своего банка и немедленно заблокировать карту, написать заявление в банк о том, что вы не совершали транзакцию, и просить вернуть деньги.
Кстати, в договоре с банком должна быть прописана процедура отмены транзакций. Поэтому внимательно ознакомьтесь с его текстом».


Комент