Жарким выдалось это лето в Музее Мирового океана: легендарному судну «Космонавт Виктор Пацаев» грозит участь отправиться на металлолом. И в борьбе за его спасение объединились сотрудники музея, дочь космонавта, ветераны космического флота и все неравнодушные граждане
Юлия ЯГНЕШКО
Александра, одна из таких неравнодушных людей, позвонила и в редакцию нашей газеты:
«Музей Мирового океана нам нравился даже тогда, когда там был только один «Витязь». А теперь есть и подлодка и другие корабли. Но летом я повела гостей туда на экскурсию и узнала, что Роскосмос хочет списать на металлолом судно «Пацаев». Мы все подписали петицию против этого. Очень надеемся, что судно спасут. Ведь оно уникально!»
Чем? Во-первых, установленное на нём оборудование поддерживает связь с международной космической станцией. Во-вторых, это единственное в мире действующее судно с музеем на борту. В-третьих, все его собратья из «звёздной» флотилии давно уничтожены. Оно последнее...
Корабли-призраки
Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» входило в состав «звёздной» флотилии - отряда из 11 кораблей, флагманом которого был «Космонавт Юрий Гагарин». Флотилия участвовала в создании ракетно-ядерного щита страны. Суда могли работать в любой точке Мирового океана, откуда обеспечивали испытания и полёты космических ракет, научных и военных спутников, спутников связи, а также поддерживали связь ЦУПа с ними. Они участвовали в исследовании Луны, околоземного пространства, программе «Энергия-Буран».
Но после развала СССР флот был расформирован. И корабли стали исчезать один за другим. От такой печальной участи «Пацаева» спасло то, что в 2001 году он обосновался в Калининграде у причала Музея Мирового океана.
Свидетель истории
Сегодня калининградцы уже не могут представить музейную набережную без «космонавта». Славно потрудились музейные работники — за 15 лет существования экспозиции на борту судна они собрали несколько тысяч предметов и документов по истории космонавтики нашей страны. Там действует планетарий, проводятся экскурсии и занятия с детьми.
В итоге на судне, которое само является свидетелем всех этих событий, выставка занимает уже более 500 кв. метров.
Кстати, куратором экспозиции стал другой наш известный земляк и Почётный гражданин Калининграда - дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. На помощь которого в борьбе за сохранение судна рассчитывают музейщики и жители города.
Кто замахнулся?
Как нам рассказали в Музее Мирового океана, собственником судна является АО «Научно-производственное объединение измерительной техники». Эта организация и определяет его судьбу. Естественно, в соответствии с решениями вышестоящих органов. Один из таких - Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации - ещё в июле 2010 года решил сохранить НИС в составе музея. А 20 декабря 2013 года коллегия даже поручила Роскосмосу принять для этого все необходимые меры.
И вдруг летом прошлого года раздался гром среди ясного неба: Роскосмос заявил, что с августа 2015-го начнёт работу новый наземный Балтийский командно-измерительный пункт и использовать «Пацаева» организация больше не будет.
Это означает, что НИС превращается в непрофильный актив и дорога ему на металлолом. Или в музей. Причём Роскосмос готов передать судно министерству культуры РФ на безвозмездной основе.
Но, как оказалось, такой подарок принять не могут. Ведь только текущие расходы на содержание «Пацаева» в год составляют 16 млн рублей. А чтобы создать из него настоящий музей необходимо сначала поставить судно в док и отремонтировать системы жизнеобеспечения. На это уже требуется 142 млн рублей.
Пустили «на иголки»
На защиту судна встали ветераны флота Службы космических исследований, космонавты, заслуженные деятели страны, а также дочь космонавта Светлана Викторовна Пацаева.
«Последнему кораблю Морского космического флота угрожает утилизация. Ведомства не могут договориться о статусе легендарного судна и найти деньги на его содержание, - писала она во все инстанции, в том числе президенту страны с просьбой выделения целевого финансирования. - Если не принять меры..., то летом 2015 года НИС «Космонавт Виктор Пацаев» под вымышленным именем, вслед за собратьями по флотилии, пойдёт в индийский порт Аланг, где его ждёт разделка... «на иголки».
Ведь именно так нашёл свой конец в 2005 году НИС «Космонавт Георгий Добровольский». Было много обещаний сохранить судно, а в итоге его продали на слом за бесценок – около 25 млн рублей...
«Судьба судна зависит от того, насколько государство и общественность заинтересованы в его сохранении, как памятника, наравне с такими кораблями, как ледокол «Ленин», крейсер «Михаил Кутузов», ледокол «Красин» - памятников отечественного судостроения, образцов уникальной техники, судов, заслуживших память поколений своей службой на благо страны», - присоединились ветераны.
Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова неоднократно говорила, что музей готов и дальше предоставлять причал для судна, а также содержать экспозицию, которая пользуется огромным успехом.
Жив до апреля
- В мировой практике есть примеры, когда корабли-музеи финансируются по ведомственной принадлежности. Поэтому музей предлагает оставить судно в прежнем статусе, а впоследствии создать государственно-частное партнёрство, - пояснила ситуацию ведущий специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Музея Мирового океана Ирина Хабидова.
И тогда судно может стать научно-образовательным центром, а также центром патриотического воспитания молодёжи, сохранив музейные экспозиции.
К слову, в июле этого года Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области включила судно в перечень выявленных объектов культурного наследия. Теперь оно подлежит государственной охране.
И сейчас специалисты проводят историко-культурную экспертизу судна, чтобы внести его в единый государственный реестр.
А собственник судна АО «Научно-производственное объединение измерительной техники» продлил финансирование НИС «Космонавт Виктор Пацаев» до апреля следующего года. Но что будет дальше?
НИС «Космонавт Виктор Пацаев» назван в честь нашего земляка, Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Виктора Ивановича Пацаева. Основными задачами судна являлись приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами. На борту работал экипаж из 60 человек и 77 научных специалистов.