Генплан: проблемы и новации

На прошлой неделе комиссия горсовета по градорегулированию и землепользованию рассмотрела результаты работы по первому этапу проекта нового Генплана Калининграда

Юлия ЯГНЕШКО

Очередной генеральный план города будет действовать до 2035 года. И, по словам его разработчика, директора Южного градостроительного центра из Ростова-на-Дону Сергея Трухачёва, в нём сохранится исторический каркас города, предусмотрено планомерное развитие Калининграда в пределах окружной дороги, а также периферии, с тем, чтобы оттянуть транспорт из центра. 
Одна из самых острых проблем — транспортная. Городу необходимо сменить автомобильно ориентированную идеологию на транзитную. И, в первую очередь, исключить прямое следование потоков через площадь Победы.
0396.jpg
Авторы задумали организовать несколько транспортно-пересадочных узлов: у Северного и Южного вокзалов, в районе выезда из города на ул. А. Невского, на Сельме и в районе Московского рынка. 
В центре приоритет будет у общественного транспорта и пешеходов, а водителям личных машин следует готовиться к неудобной схеме движения, отсутствию бесплатных и даже платных парковок. Это заставит их оставлять авто на перехватывающих стоянках.  
Председатель горсовета Андрей Кропоткин поинтересовался судьбой трамвайного сообщения.
Оно будет развиваться в направлении Московского района (ул. Ген. Толстикова, Кошевого, Интернациональная и др.) А вот с улиц Суворова, Камской и части Багратиона рельсы следует убрать, так же как и с Аллеи Смелых, которую необходимо расширять. По ул. Тельмана и проспекту Победы будут ходить экскурсионные маршруты.
«Вы проводили финансовую оценку мероприятий?» - спросил председатель комиссии Валерий Макаров, когда разработчик упомянул о необходимости возведения виадука у Южного вокзала и перехода через Калининградский залив.
Первые финансовые выкладки разработчики представят в середине октября, ответил докладчик. Но уже сейчас можно прикинуть размер необходимых средств, ведь нужно построить более 170 км новых дорог. 
Сергей Мельников, председатель комитета городского хозяйства, отметил, что на его взгляд необходимо логически продолжить магистральное направление от ул. Невского, через новую эстакаду к ул. Кошевого. А депутат Арсений Махлов усомнился в необходимости такого количества велодорожек и в том, что удастся найти площади для парковок, например, на стыке Советского проспекта и ул. Гайдара. Место будет - заверил Трухачёв. Стоянки будут подземными.
Также депутат заострил внимание на сокращении зелёных зон. На что председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин сообщил, что по возможности будет восстановлен утраченный пояс Шнайдера (парковая полоса вдоль старых вальных укреплений) и обещал показать специальную карту, где наглядно  видно, что под новые насаждения будет предоставлено более 380 га земли.
Присутствующие отметили отсутствие больших изменений в сложившейся промзоне центральной части города. Это объясняется тем, что там находится большое число предприятий с санитарно-защитными зонами. Значит, жильё возводить там нельзя, а много общественных зданий там не требуется. Поэтому реновация ждёт, в основном, промтерритории в районе ул. Дзержинского. 
Много критики прозвучало от ГИБДД. Есть сомнения, что перехватывающие парковки будут эффективны, в то же время ограничение движения только ухудшит ситуацию на дорогах. Инспекторы обратили внимание, что в этом варианте Генплана магистраль по ул. Велосипедная дорога упирается в перекрёсток Радищева и Вагоностроительной, где и сейчас машинам не развернуться.
«Сегодня нам представили уже седьмой вариант документа, - сказал Андрей Кропоткин. - Было много вопросов и критики, причём обоснованной. Мы будем работать, чтобы сделать город удобным для проживания наших горожан и уйти от «пробок».
«Мы неизбежно придём к ограничительным мерам для личного транспорта в центре города, - поддержал Валерий Макаров. - Никакое строительство не спасёт от такого количества автомобилей. Сегодня у нас на один автомобиль приходится 45 метров территории, а требуется 150! Мы не можем снести центр Калининграда для удобства автомобилистов. Нужно планировать, нужно считать и выносить проблему на все уровни власти, чтобы искать источники финансирования».