О хулиганах, Центральном рынке, дорогах, Ордене «Победа»...

В минувшую среду глава города Александр Ярошук встретился с калининградскими журналистами, чтобы ответить на их вопросы. Беседа началась с просьбы градоначальника к СМИ помочь муниципалитету в борьбе с вандалами

Галина ЛОГАЧЁВА

Александр ЯРОШУК: - Мы много чего делаем в городе — благоустраиваем озёра, дома ремонтируем, остановочные комплексы... И что? Расписывают, ломают. Про мусор я вообще уже не говорю.
Свои следы разрушители успели оставить даже на набережной Трибуца, сданной в эксплуатацию только месяц назад. Считаю, если мы – пресса и местная власть - объединимся, то обязательно достучимся до этих хулиганов и их родителей. Ведь чаще всего в общественных местах безобразничают дети и подростки. И если мы в течение 3-4 лет сможем добиться спада этих вандалистских разрушений, то это будет нашей совместной победой. А если мы будем молчать, то процесс не остановится. Он будет только развиваться. И на всех наших усилиях можно ставить крест.

page1.jpg

Почему на тех же озёрах, на той же набережной Трибуца не патрулирует полиция? Пусть там всю ночь они гуляют — и не будет вандализма...
А.Я.: - К сожалению, в полиции происходит реформирование — в очередной раз сокращают патрульно-постовую службу (ППС). Лишних людей там, действительно, нет.
Да и где напасёшься столько милиционеров? Один только периметр Верхнего озера 5 километров. Хотя там есть охрана, камеры, будут камеры и на Трибуца — мы серьёзные деньги тратим на это.
Я интересовался опытом других городов: в СМИ проводится серьёзная работа, людей переубеждают, воспитывают. Мы с сентября начнём в школах разговаривать об этом с детьми: в образовательных планах такая работа заложена. Надо работать с детского сада, со школы, и с родителями тоже.
Мы тратим миллионов 5-10 каждый год, чтобы убирать несанкционированные свалки по всему городу. Куда такое годится?

Правда ли, что если проект строительства дороги от Сельмы до Чкаловска не успеет пройти экспертизу к началу этой зимы, город рискует потерять федеральное финансирование?
А.Я.: - Да, правда. Некоторые товарищи тут обратились в прокуратуру, начали писать — всё! Лес рубят! И задержали проект. И федеральные деньги лежат, причём, деньги немалые, более миллиарда.
А вы знаете, что сейчас по новому закону, который вступил в силу с 1 января этого года, если объект не построен — деньги изымаются и всё, достраивай его как хочешь - твои проблемы. Поэтому если мы сейчас не сделаем эту дорогу, деньги уйдут. В Чкаловске прошёл сход жителей, они возмущены такой ситуацией.
Ведь проект сделан в соответствии с федеральным законодательством, пройдены все процедуры, никаких нарушений нет. Если мы успеем пройти экспертизу и провести все конкурсные процедуры, то в ноябре-декабре этого года у нас деньги останутся и мы завершим строительство дороги в 2016 году. Если нет, то город потом останется один на один с жителями — в Чкаловске эту дорогу мы не сделаем никогда.
Кстати, мы проведём компенсационные высадки деревьев, и таким образом площадь зелёных насаждений не уменьшится.

Просят расширить въезд в посёлок Космодемьянского, кстати, проект реконструкции главной улицы посёлка - Карташова - город за 10 млн уже сделал.
А.Я.: - Мы с губернатором в прошлый вторник открывали там газопровод и ещё раз проехались по Карташова и по дороге, идущей на «Балтптицепром». Километра два ехали минут 25! Когда часть дороги, где жилой фонд, закончилась, пошла на предприятие - как после бомбёжки.
Латанием дырок там не обойдёшься, поэтому мы и сделали проект с прокладкой всех коммуникаций. Реконструкция улицы оценивается в районе 300 млн. Причём делать её придётся в очень стеснённых условиях — где-то люди зашли за красные линии со своими заборами на муниципальные земли.
Губернатор об этом знает. Если останутся деньги после строительства съездов с моста, строительства восточной эстакады (думаем по ней другое решение найти, более дешёвое, мы очень серьёзно тогда сэкономим средства), мы займёмся дорогой на Карташова и на «Балтптицепром».

Раньше предлагалось сделать пешеходную зону на улице Соммера. От проекта уже отказались?
А.Я.: - По Соммера у нас красивый, замечательный, идеальный проект. И площади позволяют его реализовать. Проблема только в деньгах. Хотели вдоль улицы торговлю разместить. Но нет инвесторов. Сейчас вообще говорить об инвестициях очень тяжело. Мой прогноз: в 2017 году экономика потихоньку начнёт подниматься, просто надо пока пережить неблагоприятное время.

Что с парковой зоной от озера Верхнего до площади Победы?
А.Я.: - Первую часть парковой зоны мы сделали. Готов проект второй части (от ул. Гаражной до Верхнего озера). Но сейчас его реализацию мы приостановили, поскольку башня Врангеля, которая тоже входила в проект, перешла в областное учреждение. Нас попросили участок возле неё отдать под музей. Мы передадим с удовольствием - пусть там всё благоустраивают, устанавливают скульптуры. После того, как мы переделаем проект, в следующем году, думаю, прогулочную зону доделаем.

Есть ощущение, что футбольного клуба «Балтика» больше нет. Футболисты и администрация клуба надеялись, что город и область их поддержат, но такого не произошло.
А.Я.: - А вы считаете, что клуб был? Я ещё четыре года назад говорил: давайте уйдём во вторую лигу. Это меньшие деньги. Давайте лучше средства направим на детский спорт, возьмём нормального тренера. За 4-5 лет мы вырастим нормальных (при таком-то финансировании!) калининградских футболистов. К сожалению, моё предложение не поддержал никто. А если бы поддержали, сейчас мы были бы уже, наверное, в первой лиге. И «Балтика» красиво играла, и жители на матчи ходили.
Что же касается города, то дополнительного финансирования «Балтике» сейчас никто не даст. Сколько же можно давать?

Что будет со стадионом «Балтика»? Там планируют разместить ландшафтный парк или спортивные сооружения? Когда?
А.Я.: - Только после проведения чемпионата мира будем рассматривать этот вопрос. Пока стадион на Острове не готов, где же играть «Балтике»?

Что за проект для общественных организаций, когда им сейчас вроде бы муниципалитет даёт 400 кв. метров городских площадей по ул. Менделеева?
А.Я.: - У нас есть на улицах Менделеева и Леонова здания, где мы можем выделить помещения тем общественным организациям, которые реально работают. Чтобы они там располагались и вели свою деятельность. В субаренду они сдавать эти площади не смогут — законом запрещено и в договорах это будет прописано.

Там, где сейчас строят современную дорогу на 9 Апреля, у Дома быта, лет 15, наверное, стоит забор, загораживает якобы стройку. Он уже ветхий, на людей чуть ли не падает. Как-то город может повлиять на застройщика, изъять у него участок? Сколько же можно уродовать место?
А.Я.: - С 1 марта этого года законодательством нам дано право подобные участки реанимировать. Если застройщику давался участок в аренду и два раза продлевался за эти годы, то он изымается муниципалитетом, затем выставляется на торги и продаётся.

Жители Малого переулка подали в суд в том числе и на  администрацию по поводу строительства многоэтажки на месте детского садика...
А.Я.: - Правильно! Хорошо, что подали! Это их право! Мы их будем поддерживать!
Человек купил там землю давно. Мы, муниципалитет, рассматривали вариант выкупа у застройщика участка, чтобы оставить землю под садик, но тот запросил нереальную цену. Конечно, не хотелось бы, чтобы там появлялась высотка. Но у застройщика с документами всё в порядке. Поэтому остаётся только одно - бороться в суде.  

Сколько уже будет стоять забор у храма Христа Спасителя на площади Победы?
А.Я.: - К церкви вопрос, там стройка сейчас идёт.
В ближайшее время, думаю, церковь уберёт этот забор, когда достроит свои здания. Они строятся неплохими темпами.

В Балтрайоне живёт треть горожан. Добираться туда трудно...
А.Я.: - Я сделаю всё, чтобы к 1 сентября мост на Аллее Смелых был готов. Потом сразу возьмёмся за мост на ул. Суворова. Он же рушится. Постараемся в этом году даже «отыграть» его.  

Предлагаю убрать брусчатку под тоннелем у железнодорожного вокзала на улице Киевской, которая лежит там «горбылями», тогда и трафик улучшится.
А.Я.: - Проект развязки проспекта Калинина и Ленинского проспекта готов. Стоил он около 400 тысяч рублей и включает реконструкцию площади Калинина до трамвайных путей. Пока денег нет, проект не реализовывается. Но я подумаю над тем, чтобы сделать хотя бы этот кусок. Может, действительно, найдём денег на следующий год, чтобы от «Виктории» и до трамвайного управления поменять полотно.

Что с Центральным рынком? Какие там изменения?
А.Я.: - Будет убран промтоварный рынок - палатки и навесы - и построен торговый центр, цивилизованный, с паркингами. Сейчас с инвестором нам осталось только согласовать транспортную схему развязки-заезда с ул. Баранова, Черняховского, Пролетарской. Строит центр один собственник, он ещё при Савенко появился. (Юрий Савенко — бывший мэр города, - прим. авт.)

Не закончится ли это митингами торговцев, как при Савенко?
А.Я.: - Тогда «Сельма» не была готова, поэтому и возмущались.

А вы будете корректировать архитектуру этого будущего здания? В центре города не хотелось бы получить ещё одну «швейную фабрику». Есть у вас полномочия для контроля?
А.Я.: - Особых полномочий нет. А ресурсы есть — в виде разрешений, согласований. Но сейчас в правительстве РФ прорабатывают предложения об отмене всех согласовательных процедур. Хотят сделать так: принёс кто-либо в администрацию заявление - буду строить там-то и там-то 9-этажку — и всё. Уведомил и пошёл - до свидания!

Колонна на площади Победы до конца не доделана: Орден не завершает композиции, проектом предусмотрены ещё и барельефы. Будут доделывать или забыли уже?
А.Я.: - У нас эскизы барельефов готовы, согласованы с Советом ветеранов и на художественном Совете. Сегодня, чтобы барельефы сделать, нужно заплатить миллионов 100. Где найти такие деньги? Поэтому мы вынуждены откладывать проект «на потом».
В первую очередь надо с Орденом Победы разобраться: люди жалуются, что он не виден. Сейчас его надо снимать, везти в Белоруссию, где его делали, там под определённой температурой на него нанесут эмаль. Орден будет красивый, как в Минске. В какую сумму выльются транспортировка плюс работа — пока никто не знает.

В 2016 году муниципалитет запускает программу капитального ремонта тротуаров. Из чего они будут делаться?
А.Я.: - Исключительно из плитки. Многие сети проложены под землей именно там, где проходят пешеходные дорожки, и при необходимости проведения раскопок плитку можно снять, а затем вернуть на место. За три года мы замостим плиткой всё, что запланировали.

Сейчас на управляющие компании возложены функции обрезки и вырубки зелёных насаждений на придомовых территориях. Но необходимых специалистов для этого, как правило, в УК нет. Поэтому, бывает, что без порубочных билетов, без разрешений, уничтожаются деревья и кусты. Обрезка проводится такая, что растения после неё просто засыхают. Можно ли передать функцию ухода на зелёными насаждениями «городу»?
А.Я.: - Передать невозможно, таковы требования федерального закона. Но реагировать мы можем и обязаны. Управляющие компании рубят потому, что им легче от деревьев избавляться, чем тратить деньги на уборку листьев и плодов. Эту тему вы, СМИ, поднимайте, мы будем бороться. За незаконный снос штрафы предусмотрены.

Разработано в АЛЬФА Системс