Транспортные дилеммы

Власти города недовольны схемой организации движения транспорта и пассажирских перевозок, которую уже больше года разрабатывают для Калининграда в Санкт-Петербурге. Сформулировать недостатки схемы и выработать рекомендации приглашён один из ведущих экспертов страны

Алина СИНАЛИЦКАЯ

«Ни маршрутная сеть, ни общая схема движения практически не изменились, и это нас не устраивает», - резюмировал глава города Александр Ярошук на рабочем совещании, состоявшемся на прошлой неделе.
Поэтому работу отправляют на переделку. На что именно обратить внимание подскажет профессор и директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин, который уже более 20 лет занимается разработками в области проблем дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, а также безопасности дорожного движения. 
4351.jpg
Как оказалось, наш город, как и большинство городов России, заполонён автотранспортом. Между тем, для комфортного перемещения необходимо, чтобы на одну машину приходилось 200 кв. м асфальтного покрытия. Но на практике больше 40 кв. м нигде нет. А значит, ограничительные меры неизбежны. 
И в первую очередь для личного транспорта в центре города. «Общественный транспорт - это транспорт для всех, - акцентировал учёный. - В том числе для тех, кто имеет по два автомобиля на семью. В центре все должны пользоваться городским транспортом». 
Но для этого необходимо решить массу проблем - создать удобную пешеходную зону, обновить подвижной состав, обустроить парковки, наладить информацию для пассажиров и водителей.

О том, что важнее
«Бесплатная парковка — это недопустимая роскошь», - констатировал Михаил Яковлевич. И пояснил, что плата за паркинг — одна из мер, которая позволит сократить количество транспорта в самых сложных точках города, а также заставит не бросать свои машины где попало. 
Пора внедрять и европейскую формулу: пешеход, велосипедист и общественный транспорт важнее автомобиля, а движущаяся машина - важнее припаркованной. 

О велосипедах
«Количество велосипедистов с каждым годом у нас увеличивается примерно на 20%, - заметил Сергей Мельников, председатель комитета городского хозяйства. - Они тоже требуют пространства».
Но по мнению эксперта, активно развивать у нас велодвижение ещё рано. Начиная с того, что приехавшему на работу велосипедисту негде принять душ и переодеться. Но самое главное - безопасность. Ведь в России на дороге велосипедист рискует в 15 раз (!) больше, чем, к примеру, в Голландии.

О трамваях
Что касается электротранспорта, то с 2009-го по 2012 год протяжённость трамвайных путей и количество маршрутов во всех городах страны неуклонно уменьшалась. Даже в Москве количество путей сократилось на 30%. 
«Мы все согласны, что развивать его надо, но это очень дорого, - объяснил Александр Георгиевич. - Только на одном участке на ул. Тельмана полотно обойдётся в 150 млн рублей, а на контактную сеть надо ещё 190. А сколько в городе путей?»

О конкуренции
Чтобы добиться комфорта с перевозками, маршрутную сеть придётся сильно менять, предупреждает эксперт. Как и взаимоотношения с перевозчиками.
«Контракт должен быть железным, как воинский устав, - говорит Михаил Блинкин. - А вот статус перевозчика — частник он или муниципальное предприятие — вовсе неважен».
И подчеркнул, что главное - не допускать конкуренцию за пассажира, которая приводит к аварийности, несоблюдению расписания и «толкучке» на остановках. Вместо этого власти должны стимулировать  конкуренцию за маршрут. 

О столицах
«Нас постоянно сравнивают с Москвой и Санкт-Петербургом, а делать этого нельзя, - сказал глава города Александр Ярошук в заключение. - Когда смотришь их бюджеты, от нулей голова кружится! А мы работаем с бюджетом из маленьких цифр. И они не могут позволить решить вопросы, которые ставит нам население: передвигаться из точки «А» в точку «Б» быстро, безопасно, с комфортом и недорого. Это не только наша проблема, это проблема всех муниципалитетов. Государство фактически оставило руководство городов один на один с проблемой организации транспорта. А вместе с нами и население... Как развивать, если подвижной состав уже давно пора списывать? Да, есть программа софинансирования из федерального бюджета -  4 млн рублей на приобретение единицы транспорта. Только трамвай стоит 60-70 млн! Как решить такую задачу? Я вижу, что не имея средств на подвижной состав и реконструкцию магистралей, другого выхода нет, как сделать весь общественный транспорт, кроме «маршруток», муниципальным».

Разработано в АЛЬФА Системс