Колокола памяти

Мария Октябрьская, единственная женщина-танкист Великой Отечественной войны, погибла, сражаясь за освобождение Белоруссии весной 1944 года, так и не дождавшись залпов победного салюта...

Юлия ЯГНЕШКО

Об именном танке «Боевая подруга» ученики 19-й школы Калининграда услышали, путешествуя на «Поезде памяти» весной 2012 года. Этот танк участвовал в величайшем сражении под Прохоровкой, дошёл до Кёнигсберга и штурмовал его.
Старшеклассники Ирина Пашкова, Софья Быковская, Андрей Овсеец, Кристина Степаненкова и Антон Шупенько  захотели узнать побольше об этой машине и начали проект, объединивший несколько городов и посёлков России и Белоруссии.
maria.jpg
«Ребята выяснили, что танк был построен на средства, собранные Марией Октябрьской, которая стала его водителем, - рассказывает  куратор проекта Татьяна Курдай. - Они вели переписку со школами и музеями боевой славы из тех мест, где жила, трудилась, воевала и погибла Мария. Подружили всех, кто хранит память о её подвиге: томскую гимназию №24, школьников посёлка Крынки, при освобождении которого Мария была ранена, две смоленские школы и Джанкой, где 11 апреля открыли мемориальную доску в честь знаменитой землячки. В посёлке Арси под Челябинском нашли родных стрелка-радиста «Боевой подруги» Михаила Галкина, переслали им письмо Марии со словами благодарности Михаилу Константиновичу. И в итоге мы уже второй год проводим международную вахту памяти, а весной ездили на слёт в Смоленск, возложили цветы к могиле Марии Васильевны Октябрьской». 

«Благословил» Сталин
Мария Октябрьская (в девичестве Гарагуля) родилась 16 августа 1902 года в Таврической губернии, недалеко от станции Джанкой (ныне село Ближнее, Крым — прим. авт.). Школу ей пришлось бросить: рано умерла мама и нужно было помогать отцу растить 10 детей. 
В 19 лет Маша устроилась на симферопольский консервный завод, а, закончив курсы телефонисток, ушла работать на телефонную станцию. Тогда и познакомилась с Ильёй Рядненко. Курсант кавалерийской школы, прошедший Гражданскую войну, - высокий, статный - сразу понравился. И в декабре 1925 года они поженились, взяв общую фамилию Октябрьские.
Мария следовала за мужем из гарнизона в гарнизон, окончила курсы медицинской помощи, потом - водителей, научилась стрелять. 
В Кишинёве узнала о начале войны. Семьи военных немедленно эвакуировали в Томск, где её и догнала похоронка: полковой комиссар Октябрьский пал смертью храбрых 9 августа 1941 года, защищая Киев от фашистских захватчиков...
Мария тут же попросилась на фронт. Но ей отказали: «Не подходите по возрасту».
Тогда она начала собирать деньги, откладывала с зарплаты, продала всё, что смогла, и два месяца по вечерам вышивала на продажу. А когда набрала 50 тысяч рублей, отдала их на строительство танка. И снова попросилась на фронт, чтобы воевать на своём танке. Но её снова ждал отказ.
Но Октябрьская так хотела отомстить за смерть любимого, что решилась отправить телеграмму в Кремль: «В боях за Родину погиб мой муж... За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить... Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком».
И вслед за ответом Сталина, весной 1943 года, наконец получила повестку.

«Боевая подруга»
Закончив курсы механиков-водителей, сержант Октябрьская вошла в экипаж гвардии младшего лейтенанта Чеботько. А на башне новенького танка появилась надпись «Боевая подруга».
21 октября 1943 года Мария приняла боевое крещение.
... В разгар боя  у села Новое Витебской области снаряд угодил в гусеницу танка и разорвал её. Машина скатилась в овраг, а фашисты стали бить по ней прямой наводкой из миномётов. Немцы несколько раз пытались закидать танк гранатами и поджечь. Двое суток отражая их атаки, танкисты всё же сумели устранить неисправность и продолжили бой за село... 
В январе 1944-го «Боевая подруга» подошла к совхозу «Крынки». Поджидая пехоту, отрезанную огнём противника, она вместе с другими головными танками отбивала бесчисленные атаки немцев, за день уничтожила взвод гитлеровцев.
Наконец, 17 января танки двинулись вперёд. «Подруге» не повезло. Её в упор расстреляла немецкая пушка, и машина потеряла ход. Схватив запасные траки, Мария выбралась наружу, чтобы отремонтировать гусеницу, но тут прогремел взрыв...
15 марта 1944 года Мария Васильевна Октябрьская умерла в госпитале Смоленска и была похоронена у стен местного кремля... Посмертно ей  присвоили звание Героя Советского Союза. 
А «Боевая подруга» двинулась дальше. Правда, это была уже другая машина: танк трижды подбивали, но экипаж упорно называл новый танк прежним именем. Одна «Подруга» воевала за Минск, другая погибла у Гумбиннена, и только четвёртая машина под командованием Чеботько закончила боевой путь под Кёнигсбергом.

Колокольчики и колокола
Танк «Боевая подруга» много лет был памятником в Забайкальском военном округе, но теперь его следы затерялись. Однако ребята надеются его найти.
А пока осуществили ещё один проект. В день годовщины штурма Кёнигсберга ребята возложили цветы к мемориалам и братским могилам и прозвонили в колокольчики в память о тех, кто погиб, защищая Родину. Такой же нежный звон раздался в ту же минуту в Томске, Смоленске, Джанкое и Арси, где к акции присоединились их друзья. А когда ударили колокола храма пос. Космодемьянского и Свято-Никольского собора, уже никто не смог сдержать слёз...

Ирина Левченко в рассказе «Хозяйка танка» о Марии Октябрьской: «Словно ты сама, Россия, пришла ко мне, прекрасная, могучая, с душой для друга открытой да доброй, к врагу беспощадной и суровой. Сердце у тебя в кулак зажато, да сердце-то тёплое, живое, человечье, русское. Такое сердце ни пуля не испугает, ни труд тяжёлый. А беде людской настежь распахнётся».