Когда нужен взгляд со стороны

5 минут

Что только не случается в жизни: конфликты в семье, несчастная любовь… А бывает, что иногда человеку просто страшно, обидно, одиноко… но снять напряжение можно, побеседовав с психологом

Татьяна СУХАНОВА, фото Юлианы ЧЕРНЯВСКОЙ

Сегодня с нами исполнительный директор Центра социально-психологического просвещения Надежда Балябина и руководитель «Телефона доверия» этого Центра Инна Бородавко.

Корр.: - Недавно вы организовали в Калининграде телефон доверия. На кого он рассчитан прежде всего?

Надежда БАЛЯБИНА: - Позвонить может любой человек с любыми вопросами. Мы оказываем информационную и психологическую кризисную поддержку. Особое внимание уделяем детям и подросткам.

Наши беседы абсолютно конфиденциальны и анонимны.

63-17.jpg

Корр.: - Телефон заработал с конца сентября. Можете рассказать о каких-то случаях, о тех ситуациях, когда вам удалось помочь?

Инна БОРОДАВКО: - Этический кодекс психолога запрещает разглашать такие вещи.

Обобщая, могу только сказать, что взрослые обращаются, когда сталкиваются с непростыми семейными ситуациями и эмоциональными состояниями, со сложными диагнозами. Подростки звонят, бывает, даже рассказывают о суицидальных мыслях.

Ещё людей интересует, что им делать, в какие службы обращаться, чтобы там им помогли решить их проблему.

Если требуется не только психологическая поддержка, мы перенаправляем туда, где могут оказать конкретную помощь. (Помимо полиции, есть также различные кризисные и реабилитационные центры, есть даже социальные юристы.)

Корр: - Ваши психологи — кто они?

Инна: - Есть молодые, есть постарше — всего 24 специалиста. Все с соответствующим государственным образованием. Это обязательное требование по регламенту для телефона доверия.

Корр.: - Почему у вас возникла идея открытия в Калининграде телефона доверия?

Надежда: - Раньше такой телефон в городе был, но в какой-то момент перестал существовать, хотя люди не перестали нуждаться в психологической поддержке.

Больше скажу: своевременно оказанная помощь может стать для человека не просто целительной, но даже спасительной.

Если рядом вовремя оказался специалист, это решает многое.

Я - виктимолог — работаю со сложными критическими ситуациями. И из своей практики вижу, что если человек обратился после критического момента сразу, то тот ущерб, который он получил, существенно меньше. Если же он носит свою беду в себе 5-7-10 лет, то возникает психосоматика. Поэтому так важен момент своевременности.

Инна: - Главная наша цель - снять у человека острое состояние.

Корр.: - Отчего у подростков могут возникать суицидальные мысли?

Инна: - Проблемы в школе, с родителями, конфликты и ссоры со сверстниками, неверие в себя, стрессы из-за чрезмерных нагрузок…

Есть и ещё одна острая тема — это потребность принадлежать к какой-то группе.

Кроме того, именно в подростковом возрасте начинается конкуренция и, как следствие, - буллинг (издевательства, травля со стороны сверстников). Тот, кто подвергается такой травле, оказывается один на один со своими состояниями, отрезанным от группы.

Не всегда родители могут помочь по разным причинам: разница поколений, разные взгляды на жизнь, натянутые отношения.

И вот здесь здорово, если найдётся кто-то, кто покажет ему другую картину мира, расскажет о том, что с ним происходит и что можно сделать.

Корр.: - Какой период считается подростковым?

Надежда: - В разных источниках по-разному, но имеет смысл выделить «переходный» возраст с 10 лет (иногда с 12-ти) и до 18, либо 19 лет.

Корр.: - В этом возрасте на что надо обращать внимание родителям?

Надежда: - Начинается период очень сильных гормональных всплесков, ребёнок из спокойного, послушного может становиться неспокойным и непослушным. Родители пугаются.

Но пугаться не надо. Просто происходит такой психологический момент, как сепарация, то есть, эмоциональный процесс отделения ребёнка от мамы. Это время становления личности со своими желаниями, потребностями, взглядами.

Родители уже не могут занимать такую властную позицию и решать за сына или дочь, что для них правильно. И я могу пожелать здесь мамам и папам только сил, терпения и ресурсов для того, чтобы помочь своему ребёнку.

Самая правильная позиция взрослого в этом возрасте: частично друг, частично добрый учитель, который может подставить плечо. Если родитель займёт вот такую позицию, то доверие с подростком может быть установлено, и в этом случае родитель сможет оказывать помощь.

Инна: - Усложняется всё тем, что подросток сталкивается с социальной средой в школе и вынужден «сдавать экзамены». На первый план выходит дружба, а не успешная учёба, то, как он проявлен среди коллектива.

Корр: - То есть, ему важнее не успехи в учёбе, а как его воспринимают сверстники?

Инна: - Да, и родителям важно это понимать и учитывать.

Если подросток захлопывает перед мамой двери, да ещё кричит, то надо понимать, что этому всегда есть объяснимая причина, только нужно искать эту причину. Такое состояние называется «подростковым бунтом».

Надежда: - А может быть, ребёнок переносит на родителей ту злость, которая у него скапливается на сверстников или на учителей. Он просто выплёскивает её на тех, с кем безопасно.

Родитель — взрослый. Подросток — нет. И если родитель становится в позицию: «Как ты смеешь со мной так разговаривать?» — доверительных отношений не будет.

Вначале надо выяснить, откуда эта злость.

Корр: - Если подросток не может дать отпор сверстникам, то он может переадресовать свою агрессию родителям?

Надежда: - Конечно.

Но это один из вариантов. А может быть и какой-то конфликт с родителем. Или просто пришла пора выставлять границы, урегулировать существующий разлад.

Корр.: - Сейчас много говорят по поводу сайтов, мол, дети, насмотревшись их, задумываются о самоубийствах. В вашей практике такое было?

Надежда: - Есть специальные программы, которые можно установить на телефон и на компьютер, чтобы блокировать разного рода сайты. Но если мы будем ограждать детей от всего страшного, что только есть, мы им не поможем.

Однако мы можем и должны рассказывать им обо всём, что в жизни бывает и как себя вести в разных ситуациях и в разной среде.

Корр.: - Сколько времени может занять один звонок на телефон доверия?

Инна: - От 20 до 60 минут.

Корр.: - А если вы в этот час не уложились? Если человек всё задаёт и задаёт вопросы, всё не успокоится никак?

Инна: - Пока такого не было. Опыт подобных служб, как наша, показывает, что часа вполне хватает…

Телефон доверия в Калининграде
+7 (4012) 99-26-26, (с 16 до 23 часов).

Звонок бесплатный и анонимный.

Разработано в АЛЬФА Системс