Ушаково или «Священный лес»

4 минуты

Сегодня наш путь в Ушаково. Но не туда, где замок Бранденбург, а туда, что неподалёку от Низовья

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Навигатор упорно указывает на Мамоновскую трассу, в бывший Бранденбург. Хотя нам не туда. Приходится вручную отыскивать Ушаково, что по Гвардейской дороге.

Трудность в том, что два посёлка в нашей области (и оба в Гурьевском районе) имеют одинаковые названия - Ушаково. Вот и приходится ориентироваться или «к западу от Калининграда» или «к востоку от Калининграда».

Нам к востоку.

59-14.jpg

Обожествлённый лес

Итак, едем по федеральной трассе в сторону Гвардейска... Через 25 километров сворачиваем вправо. И заезжаем в чистенькую маленькую деревушку. Её домики стоят по кругу, а в центре этого круга белеет старинная церковь.

59-10.jpg

Так, кольцом, планировали небольшие поселения в древней Германии (в случае опасности легче держать круговую оборону).

Что приятно — в Ушаково мы нигде не обнаружили разваливающихся строений. Все домики опрятные, максимум в два этажа, и утопают в садах.

Едва мы завидели за забором беленькую стену старинной кирхи, как подкатил автобус и из него высыпались туристы.

59-11.jpg

«Экскурсий к нам много приезжает, - говорит продавец местного магазина (я всегда интересуюсь новостями именно у торговцев: в маленьких посёлочках они — главный

источник информации — всё про всех знают). - Часто к нам едут венчаться, детей крестить. Ведь в нашей церкви есть старинная каменная купель четырнадцатого века для младенцев. Представляете, сколько в ней крестили детей! Сейчас, конечно, в ней обряд не проводят, но всё же...»

В самом деле, история поселения «Ушаково» уходит своими корнями в глубокую древность. До войны оно называлось Хайлигенвальде (Heiligenwalde - «Священный лес»), потому что в стародавние времена здесь шумел непроходимый лес, с топями, дебрями, множеством разных диких зверей. Он, видимо, внушал первобытным людям безумный страх и в то же время благоговение.

Мадонну увезли в Литву на грузовике

Главная точка притяжения в Ушаково - это, конечно же, кирха Святого Николая, которую возвели в 1344 году. Для её строительства использовали, в основном, большие гранитные валуны.

59-15.jpg

Но главная её особенность в том, что к ней хочется прикасаться ладонями. Она какая-то тёплая, домашняя что ли...

Во время военных действий Второй мировой войны кирха не пострадала. Её, как и многие кирхи нашей области, после 1945 года просто превратили в склад со всеми вытекающими последствиями.

Говорят, что всё, что можно было из неё вывезти, вывезли в Литву на грузовиках. А это флюгер 18 века с гербом первого прусского короля Фридриха I, резные фигуры Богоматери (1510 год) и Святого Николая (1500 год), также иконостас (1690 года), орган с орнаментом рококо, установленный в 1761 году, колокола.

В середине девяностых годов, когда колхозы развалились и кирха стала не нужна даже в качестве склада, появилась возможность привести её в порядок. Она сохранилась благодаря стараниям директора местной школы. Средства на реконструкцию давали бывшие жители Хайлигенвальде.

Дверь в историю

Сейчас внутри кирхи мало что напоминает о прежнем её убранстве, зато есть мини-музей, организована экспозиция, посвящённая истории Хайлигенвальде. Оказывается, встарь места эти были настолькобогатыми, что для проектирования церкви прихожане нанимали итальянского архитектора.

Кстати, выше уже упоминалась каменная крестильная чаша. Но каким-то чудом уцелела и ещё одна реликвия - дверь, ровесница кирхи, сделанная из тысячелетнего дуба... Вот и всё, что уцелело после
войны...

59-13.jpg

Женская обитель

Церковь в Ушаково открыта не всегда. А только тогда, когда местный священник, отец Евгений, проводит таинства крещения или венчания, либо идут службы, либо когда приезжают сюда экскурсии.

Территория возле кирхи облагорожена, и к ней примыкает ещё один участок с уютным домиком.

«Это бывшая школа, - указывая кивком головы на домик, говорит молодая женщина и закрывает церковь на ключ, поскольку автобус с туристами уехал. - А до войны тут жил пастор со своей семьёй. Сейчас женщины живут, которым некуда податься. Я тоже в этом здании живу. Я — сирота».

59-19.jpg

По её словам, дом полупустой, мест для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, ещё много. Конечно, принимают вместе с детьми. Но работы в посёлке нет. Женщинам приходится ездить в Калининград. Хотя… Что такое 25 километров, если ходят рейсовые автобусы по расписанию...

Разработано в АЛЬФА Системс