Вдоль «собачьей» улицы

3 минуты

Практически впритык к железнодорожной линии, которая проходит под мостом на улице Горной (сейчас Румянцева), находилась уникальная в своём роде улица. На ней, кстати, до войны располагалось кладбище. Для собак

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Улица в Кёнигсберге называлась Erlichshausenstraβe. Её остатки в виде протоптанной людьми грунтовки сохранились до сих пор.

Если идти вдоль строения «Царские забавы», что у моста на ул. Румянцева, и потом спуститься по тропке до железнодорожной линии, мы как раз придём к Hundefriedhof — бывшему собачьему кладбищу.

55-05.jpg

Где собака зарыта

Сейчас тут пустырь. Впрочем, территория и раньше не вызывала радостных эмоций. До войны она была усеяна могилками. В основном, собак, меньше — кошек и иных домашних животных.

Кресты на холмиках ставить запрещали — только небольшие памятники и таблички, где указывались клички и годы жизни ушедших на радугу питомцев.

Но некоторые особо неутешные их хозяева всё же иногда, наперекор правилам, добавляли драматические фразы типа: «Увы! Бедный Волкер» или «Ленз, ты - лучший друг, о котором я только мог просить».

Hundefriedhof стал последним пристанищем не только для обычных домашних собак, но и местных знаменитостей — спасателей на пожарах, а также полковых питомцев.

Надо сказать, что к Erlichshausenstraβe примыкали и старинные кладбища Кёнигсберга, где, возможно, покоились и бывшие владельцы умерших животных.

Его строят

Но, достаточно о печальном. Пройдя вдоль железнодорожной ветки ещё дальше, выходим к промзоне.

Здесь вовсю работает строительная техника: ведь неподалёку полным ходом идёт возведение нового железнодорожного моста через Преголю. (Рядом с существующим сейчас двухъярусным.)

Значит, что этот пустынный и заброшенный микрорайон очень скоро должен возродиться.

Неистовый Людвиг

Как уже упоминалось выше, сегодняшняя наша прогулка проходит вдоль улицы, носившей до войны название Erlichshausenstraβe, в честь 31-го великого магистра Тевтонского ордена Людвига фон Эрлихсхаузена, правившего с 1450-го по 1467-й год.

55-06.jpg

Именно того магистра, которого изгнали из Мариенбурга, столицы Тевтонского ордена, его же чешские наёмники. И причиной тому — его неуживчивый, бескомпромиссный характер.

В отличие от своего предшественника, Конрада фон Эрлихсхаузена, кстати, он приходился Людвигу двоюродным братом, этот магистр уже не шёл ни на какие уступки прусским муниципалитетам. Чем вызывал их досаду и негодование. В итоге случилось то, что случилось. Практически все правители прусских городов ополчились на политику ордена и стали просить защиты у польского короля Казимира IV. Что стало началом Тринадцатилетней войны между Польшей и Тевтонским орденом.

Как только Людвиг Эрлихсхаузен покинул Мариенбург, замок осадили поляки. И сняли блокаду только после того, как чешские наёмники великого магистра согласились продать Мариенбург польскому королю.

А неуживчивый Людвиг поселился в замке Меве (ныне польский Гнев). И продолжал грозить оттуда знатным людям прусских городов. За что и поплатился снова.

55-08.jpg

В 1463 году поляки блокировали Меве, который, кстати, имел важное значение, поскольку контролировал переправу через Вислу. Магистр лишь чудом сумел сбежать от врагов на своём корабле по Висле и заливу, а затем, тайными тропами, пробирался уже через болота и леса в Кёнигсберг.

Когда Меве пал, был подписан Второй Торуньский мир, по которому крестоносцы теряли Померанию, Эрмланд, Кульмерланд, а сам великий магистр стал вассалом польского короля.

55-19.jpg

Своё последнее пристанище Людвиг Эрлихсхаузен обрёл в конце концов в северном флигеле замка Кёнигсберг и вскорости после позорного «мира» с поляками умер, а именно, в апреле 1467 года. Ему на тот момент было чуть более 50 лет.

Тем не менее, немцы отдали Людвигу Эрлихсхаузену должное за то, что сопротивлялся (хоть и неудачно) экспансии поляков в Восточную Пруссию.

Скончавшегося великого магистра похоронили в Кафедральном соборе Кёнигсберга, а позже, как видим, назвали улицу в его честь.

Разработано в АЛЬФА Системс