Есть у нас под Черняховском такое место, где, как говорят, и до сих пор находят сломанные короны, металлические кольца, кораллы, монеты и др. Оно находится на окраине посёлка Тимофеевка
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Найти его непросто. Кого мы не спрашивали в той же Тимофеевке — все только плечами пожимали. Но журналист, как известно, всё что нужно найдёт.
Итак, надо ехать до конца улицы Юбилейной, после чего переодеваться во что-нибудь походное, подходящее для лесистой местности, и двигаться на юго-запад, вдоль высокого обрыва, под которым змеится быстрая река Анграпа.
Впереди высокий холм. Взбираемся на него… Его вершина - конечная точка нашего маршрута.
Когда-то в стародавние времена на этом холме располагалось городище пруссов под названием Камсвикус, самое богатое и мощное в Надровии, заложенное ещё в начале бронзового века.
Его громили четыре раза
Рыцарям Тевтонского ордена, захватившим эту крепость в 1274 году, было что пограбить.
Летописец ордена, Пётр из Дусбурга, так описывает штурм: «...магистр с большим войском прошёл по земле Надравии с огнём и мечом и, придя к замку Каменисвике, стоящему на реке Арсе, разместив, как полагается, всё необходимое для штурма, пошёл на замок. И с обеих сторон многие были ранены, а так как в вышеупомянутом замке было 200 храбрых воинов, наконец, после долгого и очень тяжёлого сражения, братья стремительно ворвались (в замок) и, убив всех вышеупомянутых мужчин, взяв в плен женщин и детей и захватив огромную добычу, сам замок целиком сожгли».
Через 60 лет после этого события тевтонцы стали строить замок Инстербург (Черняховск) и для его прикрытия на месте прусской крепости Камсвикус возвели небольшое укрепление, которое назвали Таммов.
В 1371 году Таммов сожгли литовцы. Но упрямые тевтонцы его быстро восстановили. Возможно, литовцы об этом не знали, а, может, посчитали, что гарнизон слишком слаб… Тут можно только гадать. Но зато известно, что литовские князья Ольгерд и Кейстут летом 1376 года, хорошенько пограбив немцев, весёлые возвращались домой мимо Таммова. И были атакованы тамошним гарнизоном.
Вылазка тевтонцев, несмотря на внезапность атаки, оказалась неудачной. Гарнизон Таммова литовцы разбили, а укрепление снова сожгли. После этого случая Таммов ещё раз разорялся литовцами, но уже в последний раз.
О «чёрных копателях»
В 1384 году у подножия горы Камсвикус немцы основали деревню Таммовишкен. Жили в этой деревне и литовцы, которые вплоть до Второй мировой войны отмечали на горе свои национальные праздники.
Многие находили на территории бывшего городища бронзовые кольца и фибулы, спирали и подвески. Раритеты принимал Кёнигсбергский музей «Пруссия».
Работали на раскопах Камсвикуса и советские археологи. В 1991 году городище получило статус объекта археологического наследия федерального значения. Прознали о нём и нечистые на руку люди.
«Чёрные копатели всё там изрыли, - говорит жительница Тимофеевки, проживающая на улице Юбилейной. - Моя семья перебралась сюда пятнадцать лет назад. Нам самим было интересно исследовать это место. Вы только представьте: земля выжжена на холме на глубину в пять метров! Это же какие пожары там бушевали в прошлые века! Вот уж, действительно, немцы истребляли всё живое не только мечом, но и огнём! Мы хотели на повороте табличку поставить, которая бы указывала, как пройти на бывшее городище, но потом передумали. Показывать-то особо и нечего. Всё деревьями и кустами заросло».
Однако, как оказалось, наша собеседница была неправа насчёт того, что показывать нечего. Мы всё же пробрались на вершину. А оттуда хорошо просматривается голубая лента Анграпы, которая, делая петлю, опоясывает гору Камсвикус с юга, востока и запада. Открывается такой простор! Дух захватывает!
«Овечий остров»
Слово «Камсвикус» можно пытаться переводить по-разному. Лично мне нравится версия «овечий остров». («Каммс» - по-прусски «овца»). Но на довоенных картах Камсвикус отмечен как «Alte Heidenschanze» («старая языческая гора»).
Городище было важным торговым поселением на реке Ангерапп (Анграпе), связующим звеном между племенами. Здесь, помимо всего прочего, находилось крупное косторезное производство (в культурном слое находили много гребней).
О том, как жену смыло дождём в подвал
У немцев, как и у других народов, имелись и имеются свои чудаки и сказочники. Один из таких выдумщиков по имени Иоганн Георг Теодор Гресс в конце позапрошлого века издал «Книгу легенд прусского государства». Есть в ней небылица, посвящённая как раз Камсвикусу.
Она начинается так: «Недалеко от Инстербурга, на правом берегу Ангераппы, внезапно возвышается довольно крупная гора — Камсвикус». По уверениям автора, там «до сих пор можно найти сломанные металлические короны, маленькие кольца, кораллы и т. д., как следы былой жизни».
По версии Иоганна Георга Теодора Гресса, своё имя горе дал некто Камсвикус, чей замок находился на её вершине.
Камсвикус слыл у этого сказочника замкнутым, угрюмым и безжалостным человеком, угнетающим всех, на кого только падал его тяжёлый взгляд. Но больше всего, конечно, изводил он свою жену, поскольку её он лицезрел, видимо, чаще других домочадцев.
Однажды, не выдержав жестокого обращения, его жена изловчилась, да и связала своего сердитого мужа, а затем замуровала в самом тёмном и глубоком подвале замка.
Но, как нам далее спешит заметить немецкий сказочник Иоганн Георг Теодор Гресс, и сама она не обладала ангельским характером, и даже напротив: «Жизнь её была ещё безобразнее, и вела она себя по отношению к людям ещё более грубо».
Такой её нехороший нрав однажды заметили боги, сильно разгневались (как это обычно у них водится), да и обрушили с неба дождь, в результате которого замок затонул.
Злобную женщину смыло водой, причём, в какой-то подвал, где она и погибла.
Но на этом её драма не закончилась. Как уверял читателей немецкий сказочник, каждую ночь после своей смерти эта женщина стала оборачиваться в чёрную корову, которую гонял перед собой её бывший муж, превращавшийся в чёрного дикого кота.
Впрочем, у сказочника имелась и ещё одна версия посмертных мучений супругов Камсвикус. Согласно этой второй версии жена, не находя покоя, и до сих пор бродит по местному лесу, как приведение, а муж, превратившись в чёрного рыцаря, беспрестанно стегает её кнутом, да так, что руки отваливаются.
Но и на этом легенда не заканчивается. Оказывается, у супружеской пары имелся сын, «который часто вставал на защиту подданных, когда его родители хотели напасть на них. И в одном из таких случаев он погиб».
Похоронили парня у подножия его родной горы. Сказочник Иоганн Георг Теодор Гресс даже, вроде бы, видел его могильный камень («длиной 25 футов и шириной 24 фута»). И уговорил местных жителей установить на обнаруженной им могиле железный крест, который, впрочем, зачем-то перевезли потом (по словам всё того же сочинителя) в Инстербургскую церковь.