Аэропортная

5 минут

Улица Аэропортная находится на северо-востоке Калининграда и в длину насчитывает всего метров 350.

Лет 15 тому назад отыскать её на карте города мог не всякий калининградец. Ведь она представляла собой просёлочную дорогу посреди садов-огородов, у которой не имелось даже асфальтового покрытия…

Сергей Кирин

Теперь же улочка играет важную роль: соединяя две крупные артерии – улицы Артиллерийскую и Орудийную, ведёт на Восточную эстакаду.

Девауэрштрассе (ныне Аэропортная). Фрагмент карты 1938 года.

И потому заметно преобразилась. Стала намного шире и заполучила сразу четыре полосы движения. А дачные домики трансформировались в дорогие особняки…

Но заглянем в историю этой местности.

Первый в Европе

До 1945 года улица начиналась от Кёнигсаллее (Королевская аллея, ныне – улица Юрия Гагарина, – прим. авт.) и вела к северу, где заканчивалась у кладбища, за которым лежал уже только кирпичный завод.

Называлась улица Девауэрштрассе, что означает «Улица Деваусская». Наименование она получила от имени пригорода Кёнигсберга, в котором и находилась, – Девау.

А предместье вскоре вошло в городскую черту и прославилось тем, что в 1919 году тут открыли аэропорт. С названием мучиться не стали и тоже нарекли его «Девау».

Образовали аэродром на территории старого учебного плаца, пишет историк и немецкий краевед Фриц Гаузе.

Сначала он служил военным целям. Но Германия проиграла Первую мировую войну и вынуждена была под напором победителей перевести военные объекты на мирные рельсы. Вот тогда-то в Девау и появился гражданский аэропорт.

Аэропортный комплекс «Девау». Архивное фото 20-х годов прошлого века.

Аэропортный комплекс «Девау». Архивное фото 20-х годов прошлого века.

А Кёнигсберг получил привязку к важным воздушным линиям. И стал узловым авиапортом на пути в Берлин, Стокгольм, Ригу, Ленинград и Москву.

Кстати, «Девау» – один из первых гражданских аэропортов всего мира и первый в Европе.

И именно сюда в 1922 году прибыли самолёты российско-германской авиакомпании «Дерулюфт», начавшей работать по маршруту Москва – Рига – Кёнигсберг. Одно из первых достижений СССР – первая советская международная авиалиния!

Метеослужба «Девау», которую открыли в 1921-м, стала первой в мире стационарной авиационной метеослужбой.

Там и Есенин бывал

Одним из первых пассажиров, которые прибыли в «Девау», оказался русский поэт Сергей Есенин. Как утверждают специалисты Государственного архива калининградской области, он прилетел в Кёнигсберг с Айседорой Дункан рейсом №3. Стал, так сказать, пионером авиационной линии «Москва-Кёнигсберг». Случилось это 10 мая 1922 года. Но задерживаться в городе они не захотели и вечерним поез­дом уехали в Берлин.

А вот Владимир Маяковский, который также прилетал в «Девау», несколько часов осматривал достопримечательности столицы Восточной Пруссии.

В 1936 году на «Девау» совершил посадку АНТ-25. Его пилотировали известные советские лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков. Они следовали на авиационную выставку во Францию.

И на Южный полюс тоже!

В послевоенные годы на базе немецкого аэродрома образовали Калининградский аэропорт. А Девауэр­штрассе переименовали в Аэропортную.

В 1950-х начальником авиапредприятия был Пётр Иванович Бубнов, участник штурма Кёнигсберга, ветеран Великой Отечественной войны и становления Калининградской области.

В 1946 году его направили руководить аэропортом Каунаса, а в 1949-м перевели в наш город.

Тогда действовали авиалинии Калининград – Москва, Калининград – Рига.

Отправлял Бубнов самолёты и в… Антарктиду. Правда, следовали машины полярной авиации туда не своим ходом, а на борту судов, которые грузили у нас в Калининграде.

Известен фотоснимок, на котором Бубнов позирует с дочерью Нелли. Теперь это известная личность – Нелли Петровна Смирнягина, член Союза художников СССР, РФ (1973), Международной ассоциации изобразительных искусств, Заслуженный художник РФ (1993), лауреат городской премии «Вдохновение». К слову, в 1998-м она стала «Женщиной года» по версии Американского биографического института.

Но вернёмся к аэропорту. Кроме транспортных перевозок авиапредприятие выполняло работы в сельском хозяйстве, принимало участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.

В конце 1970-х Калининградский аэропорт утратил свой статус, уступив место новому – в Храброво.

На бывшем «Девау» открылся авиационно-спортивный клуб ДОСААФ, который существовал до 2010-х.

Сейчас на территории аэродрома хотят создать ландшафтный парк.

Новое время – новая жизнь

В советское время улица почти не использовалась. Грунтовая дорога просто вела в поле. На месте кирпичного завода оставались развалины, а кладбище, где могилы регулярно грабили чёрные копатели, заросло.

Поэтому на Аэропортной дети играли «в войнушку» и «казаки-разбойники», катались на «тарзанках», а взрослые устраивали здесь пикники с шашлыками.

По окрестностям гуляли коровы из ближайших частных домохозяйств. И только иногда по Аэропортной проезжали грузовики на стройплощадку панельных домов для Министерства обороны.

Всё изменилось с наступлением XXI века.

Вдоль тихой улочки один за другим появлялись высокие заборы, а за ними – особняки. Потом проезжую часть закатали в асфальт, соединили с улицей Гагарина полноценной дорогой и даже запустили автобус №19.

На месте садов и огородов возник­ли многоэтажки и корпус западного филиала РАНХ и ГС.

Главный корпус западного филиала РАНХ и ГС.

Главный корпус западного филиала РАНХ и ГС.

В результате жилищного бума микрорайону потребовалась новая школа. И два года назад её построили на месте вышеупомянутого немецкого кирпичного завода. Сегодня в школе №58 (точный адрес – Артиллерийская, 61) учится более двух с половиной тысяч детей.

Вот так городская окраина превратилась в престижный район с развитой инфраструктурой и стала популярным транзитным маршрутом в сторону улицы Невского.

И то, что здесь когда-то паслись коровы и текли ручьи, помнят только старожилы – жители первых пятиэтажек, поселившиеся в них в последние годы существования СССР.

Разработано в АЛЬФА Системс