За чертой Калининграда и до сих пор можно обнаружить много чего интересного: это господские усадьбы, кирхи, руины замков, памятники и другие уникальные объекты. Как правило, их не показывают туристам —слишком уж в удручающем они состоянии
Красный Яр
Средоточие порядка и довольства
Следы размеренности, благополучия и былой роскоши видны сразу же, как только въезжаешь в посёлок Красный Яр.
Господский дом в Parnehnen,
принадлежащий депутату Рейхстага Людвигу фон Массау
Домики достаточно приличные, практически возле каждого палисадники, огородики. Деревня утопает в садах, немецких ещё: ветки унизаны поспевающими яблоками — листьев не видать.
До войны здесь находилось богатейшее имение под названием Parnehnen, впервые упоминаемое в 1358 году как Pernen.
Своего расцвета оно достигло при Людвиге фон Массау. Кстати, интересная личность. Он участвовал во Франко-прусской войне, занимал активную гражданскую позицию, не раз избирался в депутаты местного рейхстага, а затем окружного синода, Восточно-прусского провинциального сейма. Слыл человеком основательным, порядочным и прямым. Имел ордена: Красного орла с бантом, Короны II класса.
С 1863 года Людвиг фон Массау внедрял в своём поместье передовые на тот момент технологии, занимался мелиорацией земель, прокладкой дренажной системы, разводил знаменитую тракененскую породу лошадей, наладил молочное производство, откорм свиней.
Его дело продолжили его потомки, развивая развитое и улучшая улучшенное. Перед Второй мировой в Парненене работали молокозавод, готовивший в том числе знаменитый сыр «Тильзитер», кузня, колёсная мастерская, имелись конюшни, большое зернохранилище, действовали полицейский участок, пожарная команда, школа, детский сад, магазин, почтовое отделение, гостевой дом и организация по мелиорации.
Что ещё известно о хозяевах Парненена? Дошли до нас сведения, что 22 января 1945-го последняя владелица усадьбы и её двое внуков, обосновавшихся к тому времени в Кёнигсберге, покинули Восточную Пруссию.
Экотехнологии!
Житель Красного Яра, онстантин Иванович, перебравшийся сюда с женой из Петербурга лет десять тому назад и живо интересующийся историей этих мест, вызвался быть нашим провожатым.
«Вот за тем домом кузница стояла — до сих пор попадаются подковы, оси для телег, крепёжные скобы… - показывает он в сторону прекрасно сохранившейся, но заброшенной барской конюшни. - Да у меня у самого в огороде, как начнёшь копать, так обязательно что-либо находишь. Посуду, пузырёчки аптекарские со снадобьями, флакончики для духов, пивные пробки и бутылки. Но самое удивительное не это. Когда я стал интересоваться довоенными трубами, подведёнными к местным домам, то поразился: помещения отапливались биогазом, полученным от разложения навоза! Вот какие применялись здесь экотехнологии!»
Он говорит, что в немецких фальшподвалах первые переселенцы находили новенькие машины и мотоциклы в идеальном состоянии…
Вот так жили крестьяне, вкалывающие на барина в его имении!
Пока не руины
Кстати, о самой усадьбе. Точнее, о помещичьем доме-цворце Людвига фон Массау. Он находится в конце посёлка и напоминает красивого благородного старца, живущего особняком от всех остальных обитателей деревни.
Возможно, за такое его отстранённое великолепие и мстят ему местные обалдуи.
Если внешне здание и выглядит более-менее сносно (несмотря на сбитую кое-где лепнину, зияющие пустыми глазницами окна и прохудившуюся крышу), то зайти внутрь на самом деле страшно и небезопасно.
Там следы костров и погромов. И помойка, помойка, помойка — в каждом зале и в каждой комнате. И на её фоне каким-то чудом уцелевшая красивая напольная плитка, а также лепнина, украшающая высокие стены.
После войны в этом барском доме открывали на какое-то время школу, затем часть помещений занимали клуб, почта, кинозал, служба бытового обслуживания, магазин, библиотека.
«Библиотека у нас считалась хорошей, - глядя на оскорбляющее взор запустение, говорит супруга Константина Ивановича, нашего «гида». - Библиотекарь от души старалась. Но когда умерла, не нашлось человека, который бы продолжил её дело. Библиотеку разграбили, книги валялись по полу, их пинали ногами. Это всё ужасно! Ничего мы не умеем ценить! А ведь посмотрите довоенные снимки: дворец выглядел как картинка — его окружали два пруда, где плавали лебеди, имелся фонтан. Приезжали сюда немцы, хотели восстановить дом-дворец — так им не дали. Местные власти сказали: «Мы сами справимся!» Вот ждут, наверное, пока от дворца останутся только руины, чтобы с землёй их сровнять».
Зернохранилище и конюшня
Напротив барского дома-дворца высится здание зернохранилища, возведённое в неоготическом стиле. К нему примыкают конюшни - до войны в Парненене разводили знаменитую тракененскую породу лошадей. «Обратите внимание на двери в эти конюшни, - говорит нам наш «экскурсовод» Константин Иванович, - танк может разворачиваться!»
Когда-то на фасаде зернохранилища били часы. Говорят, кто-то их сдал на металлолом. Одна стена здания пробита и сейчас в ней зияет безобразная дыра — наверное, это сделали ещё в советские годы, чтобы колхозная техника заезжала.
Вообще хозпостройки, как и барский дом, выглядят удручающе. Кругом бурьян и полнейшая разруха: валяются покрышки, тут же гниёт бесколёсная машина, навалены кучи битого кирпича, мусор.
Вот как-то так…
О присягнувших королю
На cельском кладбище Парненена с 1946 года стали хоронить и первых наших переселенцев. Кстати, кладбище и по сей день используется по назначению. На нём, недалеко от дороги, до сих пор можно увидеть памятник погибшим в годы Первой мировой войны, установленный в 1920-е годы.
Он представляет собой крупный валун, на котором выбиты орден Железного Креста, имена погибших и эпитафия: «Aus Parnehnen starben…(далее не читаемо) Fahneneide mit Gott fur Konig und Vaterland der Heldentad in Weltkriege 1914-1918» (Из Парненена погибшие… присягу за короля и Отечество в мировой войне 1914-1918)».
Большие Горки
Небольшая деревушка Гросс Вейсензее (сейчас Большие Горки) впервые упоминается в документах 1333 года.
Ничего особо волнующего здесь никогда не происходило. Люди веками жили тихой сельской жизнью на лоне природы.
22 января 1945 года Гросс Вейсензее заняли без боя (и здесь деревушке повезло!) воины 26-й и 5-й гвардейских дивизий. Дело в том, что 5-я гвардейская стрелковая дивизия наступала севернее, а 26-я - южнее.
Раненых бойцов обеих дивизий свозили в спокойный Гросс Вейсензее, где был развёрнут госпиталь. Многие здесь и умирали. Молодых красноармейцев (более 180 человек) хоронили сначала где придётся, но потом все останки перенесли в одну общую могилу.
К 30-летию Победы, в 1975 году, на могиле установили трёхметровый обелиск, две мемориальные плиты и шесть надгробий с фамилиями павших.
Стоит пройтись вдоль этих надгробий и посмотреть даты рождения и смерти лежащих здесь ребят. Средний возраст — 19 лет!
В память о погибших за обелиском высажены берёзы и молодые ели.
Дальнее
Не трогать: место освящённое!
Мы продолжаем наше путешествие по посёлкам Гвардейского района и заезжаем в местечко Дальнее. На фоне леска вырисовываются очертания башни старинной кирхи — значит, нам туда. Но, как оказалось, пробраться к ней по дебрям и буеракам без спецподготовки невозможно.
На наш вопрос, как всё-таки просочиться к старинным стенам, местный парень бурчит: «А там смотреть нечего!»
Однако подумав и, видимо, сообразив, что приветствие его не слишком-то вежливое, всё же решил продолжить разговор.
«Вот сейчас объявили, что кирха охраняется. А знаете ли вы, что она целой после войны нам досталась? Что в 1946-м приехали сюда военные и взрывали её на кирпичи? Бабка моя, переселившаяся в Гросс Ширрау (кстати, так наш посёлок при немцах назывался) из Минской области, возмущалась, не давала им её взрывать. Ведь церковь освящённая и место вокруг неё - тоже! И потом - от взрывов куски кирпичной кладки летели на наш дом, окна вышибало. И меня злит, когда некоторые сейчас пишут, что, мол, местные разобрали памятник истории на кирпичи. Да эту кирху сроду не разобрать! Прочность-то какая!»
В чём-то наш визави прав, а в чём-то лукавит. Те, кто интересуются историей края, помнят, что ещё в 1990-х юго-восточный фронтон этой кирхи стоял целым. Кто ж его сокрушил, как не местные?
Кстати, ещё два слова о лютеранской кирхе в Гросс Ширрау. Строил её хозяин фабрики сельхозмашин и церковный староста Эдуард Брёкер из Гутшаллена (это рядом с современным посёлком Куйбышевское). И подарок на её освящение преподнесла сельской общине сама германская императрица и королева Пруссии Августа Виктория. Это произошло 21 декабря 1909 года. Царственная особа даровала драгоценную Библию с личной надписью.
Во время Второй мировой войны кирха, как верно сказал нам встретившийся местный житель, совсем не пострадала.
Но сегодня от неё осталась только башня, сиротливо выглядывающая из лесных зарослей.
Он своротил памятник. И умер
Если говорить об истории Гросс Ширрау, то местечко это впервые упоминается в 1400 году.
Помимо кирхи, достопримечательностью посёлка считался памятник погибшим в годы Первой мировой, установленный в 1920-е годы. Его автор — всё тот же хозяин фабрики сельхозмашин и церковный староста Эдуард Брёкер из Гутшаллена.
Поиски памятника заняли у нас немного времени, хоть и зарос он бурьяном — рядом с ним пока всё ещё стоит информационная табличка, смонтированная энтузиастами.
До войны мемориал представлял собой валун, водружённый на стену из тёсаных каменных блоков. На валуне был изображён Железный Крест и даты «1914-1918». На стене до сих пор просматривается надпись: «Seinen Helden das Kirchspiel Schirrau» (Своим героям приход Ширрау). К памятнику вели бетонная дорожка и две ступени.
Валуна на стене мы не обнаружили.
«Валун сбросил один тут, в общем, наш, местный, - с осуждением пояснил нам всё тот же житель Дальнего, который рассказывал о кирхе. - Умер уже… Поищите камень в кустах. Он там должен быть».
И действительно, валун валялся неподалёку, в чертополохе, незамеченный нами сразу.
Что ещё известно о Гросс Ширрау? Что во время правления нацистов жители деревни проявили повышенную религиозность и примкнули к учению Проповедующей церкви. А 20 января 1945 года, когда фронт подкатывался к посёлку, снялись с насиженных мест и двинулись в сторону Кёнигсберга. И уже через два дня Гросс Ширрау заняли воины 3-го Белорусского фронта.
Ольховка или Кёлльмиш Дамерау
Ольховка (Кёлльмиш Дамерау, - нем.) показалась нам достаточно странноватым населённым пунктом. Дома её растянулись вдоль дороги. И не сразу мы добрались до исторического ядра поселения, кстати, возникшего, по всей видимости, в конце XV века.
В ту пору самым знатным человеком на деревне слыл простой (а, может, и не простой) прусский парень. Он состоял на службе у Тевтонского ордена и периодически ездил платить налоги в Tapiau (нынешний Гвардейск).
Ничем более местечко Кёлльмиш Дамерау в истории себя не проявило. Разве что в 1911 году здесь возвели небольшую каменную кирху с аккуратненькой башенкой.
Она не пострадала во Вторую мировую войну и разделила участь других сельских кирх: её окна заложили кирпичом, в одной из стен проломили ворота для сподручного въезда колхозной техники и использовали как склад.
В конце 1980-х каким-то образом кирху передали частнику и тот продолжил дело деревенских активистов — с крыши исчезла уже и башенка. А в церкви, судя по всему, хранятся сейчас сельхозинвентарь, удобрения и сено.