Валерий МАКАРОВ: На повестке дня тротуары

9 минут

Ходят разговоры, что город переуплотнён и всё продолжает застраиваться, что приезжие нам мешают жить, что вырубили зелёные насаждения, нечем дышать…

А как на самом деле развивается город? Об этом поговорим сегодня с депутатом горсовета, возглавлявшим комиссию по градорегулированию, Валерием Макаровым

Галина ЛОГАЧЁВА

Корр.: - На всех и на всё в мире распространяются правила. Если говорить о Калининграде, то что это за правила?

Валерий МАКАРОВ: - Мы можем гордиться своим городом — мы одними из первых в России в 2006 году приняли Генеральный план и в 2009-м - Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), что очень важно, потому что до этого Калининград застраивался несколько хаотично.

С того момента мы впервые получили нормативы по этажности, по плотности застройки, по необходимым элементам благоустройства, по стоянкам машин и так далее.

Безусловно, первые правила не выглядели идеальными. Но то, что они появились, — большой шаг вперёд.

Город продолжал развиваться. Мы переводили промышленные площадки, территории военных, в том числе территории СНТ, под жилую и общественную застройку.

Вместе с тем, возникало много вопросов, требовалась более тщательная проработка ПЗЗ. И тогда мы в течение двух лет проводили публичные слушания в разных районах города с привлечением общественности, жителей, профессиональных сообществ.

В итоге в 2016 году родился новый Генплан, который предусматривает развитие города до 2035 года, а в конце 2017-го на основе этого Генплана мы утвердили и новые Правила землепользования и застройки. Они ещё больше ужесточили нормативы по зонированию, озеленению, парковкам, благоустройству, этажности... и т. д.

И, конечно, и Генплан, и ПЗЗ разрабатывались на основании Плана социально-экономического развития города.

Корр.: - Какое сейчас у нас в среднем количество жилой площади на одного человека?

В.М.: - За последние 20 лет оно возросло с 15 до 30 метров. И более 80 процентов от того, что мы строим, идёт в счёт увеличения числа квадратных метров на одного жителя Калининграда, на рост благосостояния местных семей, в первую очередь, а не на приезжих, скупивших, как говорят некоторые, все квартиры.

К слову, площадь застроенной части города за последние двадцать лет увеличилась более, чем на треть, а население за это время выросло всего лишь на 15%. Это говорит о том, что людям стало жить просторнее.

Корр.: - Вы сказали, что застроенная территория города за последние годы увеличилась более, чем на треть. За счёт чего?

В.М.: - За счёт свободных площадей, преимущественно, на окраинах.

У меня в кабинете висит на всю стену карта Калининграда 2006 года. Вот посмотрите: район «Сельмы» — абсолютно белое пятно. Там нет никакой застройки. В Балтийском районе весь юг ещё пустой. Давайте посмотрим восток. Ещё нет застройки вдоль Московского проспекта, не освоены территории улиц Гагарина, Суздальской, Стрелецкой, Артиллерийской, Красносельской. Чкаловск — такая же картина!

Сегодня начинает интенсивно развиваться и посёлок Космодемьянского, причём, на новых землях.

И вот если сложить все эти территории, то мы увидим, что площадь застройки города увеличилась более, чем на одну треть. Население, повторяю, увеличилось всего лишь примерно на 15%.

Корр.: - Значит, плотность проживания в Калининграде уменьшилась?

В.М.: - Конечно! Вот когда говорят: «Опять что-то строят!», я напоминаю, что это для калининградцев строят. Это же калининградцы хотят жить лучше! И, главное, у них появилась такая возможность!

Некоторые эксплуатируют тему приезжих. Но что плохого в том, что кто-то переезжает в Калининград?

В основном, это активные, образованные, трудоспособные люди, которые дают городу новую жизнь, новый импульс, впрочем, и области тоже.

При этом не стоит забывать, что этот процесс не односторонний. Примерно столько же калининградцев переезжает на другое
место жительства.

Корр.: - Вы сказали, что застройка велась за счёт СНТ?

В.М.: - В основном, за счёт воинских частей, выноса из центра города промышленных предприятий и, да, многие СНТ прекратили своё существование.

Почему? Потому что у людей появилась возможность жить лучше. Строить индивидуальные жилые дома на своих участках. Жизнь ведь поменялась. Ещё лет двадцать назад чуть ли не каждый из нас покупал мешок картошки, иногда и мешок сахара, и держал всё это добро на лоджии или в подвале.

Сегодня возле дома практически никто картошку не сажает — только травку, красивые кустики.

Так что переход земель СНТ под частную жилую застройку - это естественный процесс.

Корр.: - В Калининграде ещё остались не застроенные территории? Есть куда развиваться?

В.М.: - А остров «Октябрьский»? В этом году по нему закончат разработку правил планировки и тогда начнётся интенсивное привлечение застройщиков, инвестиций.

Кроме того, продолжают застраиваться восточный и северный районы, имею в виду «Сельму» и Московский район, юг, юго-восток.

Корр.: - Что прописано в Генплане и ПЗЗ по поводу зелёных зон?

В.М.: - Если раньше они не были регламентированы в своих границах, то сегодня проблема практически решена. Их поставили на кадастр.

У нас есть сейчас и особо охраняемые территории, и ландшафтные, и городские леса, и лесопарки. И в соответствии с ПЗЗ их не могут пустить под топор и строительство домов.

Так что вся нормативная база по обеспечению в Калининграде зелёными насаждениями каждого жителя выполняется. Как при строительстве новых домов (6 кв. метров на человека), так и за счёт территорий общего пользования.

41-09.jpg

Корр.: - Давайте проследим историю развития Калининграда за двадцать лет с точки зрения соцкультбыта.

В.М.: - Здесь вообще много революций произошло.

По сравнению с концом 90-х, количество детских садов увеличилось более, чем в два раза. Очередей практически нет. Небольшая только осталась в ясельные группы. И сады всё продолжают интенсивно строить!

То же самое со школами. Да, у нас появились новые застроенные территории, и там возводятся школы. Сдана школа на Артиллерийской, строится на «Сельме». В ближайшие годы планируется строительство ещё шести школ.

Корр.: - Сколько денег предусмотрено на строительство и ремонт дорог?

В.М.: - Ещё 15 лет назад на дороги за год направлялось примерно 150-200 миллионов рублей. Сейчас эти цифры исчисляются миллиардами.

Мы видим, какими темпами строятся Приморское кольцо, Окружная дорога — это именно то, о чём мы мечтали.

По федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» мы столько улиц отремонтировали и ремонтируем! В том числе в Балтийском районе (это Киевская, Судостроительная, Павлика Морозова, Транспортная).

В настоящее время обсуждается вопрос комплексного ремонта улиц Леонова, Красной, Карла Маркса в Центральном районе. Чтобы сделать их такими же, как и Комсомольскую. С тротуарами, велодорожками, освещением.

Корр.: - Какие решения горсовета за последние годы остались в памяти как определённые достижения?

В.М.: - Строительство стадионов на территории школ. Я до сих пор воспринимаю это как настоящую революцию.

Ещё лет 15 лет назад не было, по сути дела, ни одной нормальной пришкольной спортплощадки. А там, где они имелись, в том числе земляные, они выглядели такими жалкими…

Сегодня же мы видим прекрасные стадионы, которые стали цент-
рами занятий физкультурой не только для школьников, но и обычных жителей. Там имеют возможность играть и любительские клубы.

Да и вообще никогда в Калининграде не было такого количества спортивных объектов, начиная от ФОКов, построенных за счёт бюджета, и заканчивая частными комплексами.

Ещё я с удовольствием вспоминаю очень мощную программу «Мой двор». Тогда мы за счёт бюджетных денег (ещё плюс 5 процентов жители платили) в каждом депутатском округе за год делали от 10 до 20 дворовых территорий.

К сожалению, программа прекратила своё существование. Вместо неё появилась федеральная «Комфортная городская среда», которая больше нацелена на территории общего пользования. Если же мы её применяем на дворовых территориях, то обязательным условием является общая дворовая территория нескольких домов.

Программа хорошая, но гармонизировать интересы даже двух домов, не говоря уже о трёх-четырёх, — очень сложно. Даже в одном доме жителям тяжело найти общий язык. Поэтому мы, депутаты, и помогаем людям договариваться между собой. Ведь пока они не примут решение по реконструкции своей дворовой территории, ничего поменяться не может.

Корр.: - Тротуары в Центральном районе — просто ужас! Почему немецкая плитка, которая кое-где всё же уцелела и которой больше 75 лет, выглядит лучше, чем та, которую укладывали два года назад?

41-11.jpg

В.М.: - Был такой позорный период, когда администрация Калининграда не уделяла должного внимания контролю за качеством укладываемой плитки. И вот сейчас она превратилась в труху.

Но сейчас в Калининграде появились очень хорошие технологии по производству тротуарной плитки высокого качества, которую изготавливают на немецком оборудовании. Даже есть завод с полной автоматикой — тут уж никакой кустарщины быть не может!

Конечно, нужно развернуть финансирование на тротуары, нужна отдельная соответствующая программа. Технологии, качество материалов, проектные решения — всё есть!

Можно выполнять такие тротуары, которые и более полувека простоят.

Корр.: - Ну а что-то уже делается в этом направлении?

В.М.: - Про Леонова, Красную, Маркса в Центральном районе я уже сказал.

Также на повестке дня стоит Фестивальная аллея.

Не так давно вместе с главой горадминистрации Еленой Ивановной Дятловой и с сотрудниками мэрии, в чью компетенцию входят дорожные ремонты, мы прошлись по этой пешеходной магистрали.

Она очень востребована калининградцами. Я бы сказал даже, что это жемчужина Центрального района.

Я озвучил главную, на мой взгляд, проблему: в двух местах аллея прерывается. А жаль. Хотелось бы соединить прервавшиеся кусочки, и тогда по аллее можно было бы гулять, начиная от Советского проспекта и до улицы Катина.

Кроме того, нужна разметка для велосипедистов. Потому что они там всё равно ездят. Нравится это кому-то или нет.

И что-то надо делать со страшными заборами вдоль трамвайных путей.

Елена Ивановна дала задание дорожникам в короткие сроки нанести разметку, чтобы отделить велодорожку. Комитету городского хозяйства поручила подумать, как улучшить освещение, кроме того, приподнять кроны, чтобы пешеходы и велосипедисты могли спокойно передвигаться, не уворачиваясь от веток.

Что же касается старого полуразрушенного забора, который отделяет дворы от Фестивальной аллеи, то он проходит по придомовым территориям и, соответственно, является имуществом жильцов дома. Глава пообещала вместе с собственниками обсудить, что можно с ним сделать.

Так же внимание Елены Дятловой привлекла и неухоженная зелёная зона в границах улиц Алябьева, Маркса и Фестивальной аллеи. Было бы хорошо привести её в порядок: сделать дорожки, освещение, установить скамейки, урны.

Корр.: - Подытоживая наш разговор, можете сказать, каким всё-таки, по вашему, должен быть наш город в ближайшем будущем, в нескольких словах? Что самое важное?

В.М.: - Повторюсь, у нас замечательный город. Важна транспортная доступность, высокий уровень коммуникации между районами. При этом важно, чтобы каждый существующий и строящийся микрорайон имел полную автономность, в первую очередь, социальную. Это и садики, и школы, и бытовое обслуживание.

Центр, безусловно, должен сохранить свою уникальную атмосферу старого города. Здесь, считаю, должно появиться большое количество пешеходных зон и должен сократиться автомобильный трафик, с увеличением пешеходного. Для местных жителей и туристов. Город и, в первую очередь, дворы, должны стать уютными и комфортными для всех, вне зависимости от района проживания.

Разработано в АЛЬФА Системс