Мужики не поверили глазам, когда в разгар новогодней ночи в компрессорной коксогазового завода возник второй секретарь горкома КПСС...
А Нетреба пришёл в разведку. Хотел понять, почему калининградцы жалуются на нехватку газа...
Юлия ЯГНЕШКО
В Калининграде, точнее, в Кёнигсберге, Михаил Нетреба оказался в 1946-м, когда уже повоевал пулемётчиком на Ленинградском фронте и дошёл до Праги.
«Он был мёртвый, - говорит о нашем послевоенном городе Михаил Павлович. - Дороги завалены и вдоль и поперёк. Кое-где только начали пробивать «просеки» для транспорта. Одни военные. И немцы — старики да дети.
Неметчина... Мы хорошо это ощущали. И стали её преодолевать».
После демобилизации в 1950-м он работал в кадрах янтарного комбината и возглавил там комсомол. Окончил Озёрский сельхозтехникум, Одесский гидротехнический институт и работал мастером и прорабом в СМУ №1 «Балтстройтреста» в Калининграде.
Например, с нуля построил здание Ленинградского райкома партии на Невского (сейчас там суд).
В 1957-м году его пригласили на работу в обком КПСС. И дали первое поручение: проверить, чтобы Совнархоз строил дома отдыха экономно, без излишеств.
«Тогда боролись с декором, - объясняет Нетреба. - Полстраны развалено. Тут не до хорошей архитектуры».
Так он стал курировать строительство.
И в горкоме, где работал с 1966-го по 1987-й, - тоже. Долгое время возглавлял координационный Совет по строительству и застройке города.
Народная стройка
«Первый генплан приняли в 1953 году, - говорит Михаил Павлович, - но застройка города началась раньше, по записке архитектора Тимохина.
Разрушенный центр не трогали, восстанавливали по большому кольцу. Предприятия же ремонтировали жильё поближе к своему производству.
Хотели снести здание университета (на Университетской, - прим. авт.) и построить там школу. Я убедил восстановить, и в итоге это стало поводом к созданию КГУ».
Второй генплан появился в 1967 году, когда Михаил Павлович работал уже вторым секретарём горкома партии.
«В Калининграде сложилось два центра: у магазина «Спутник» и в районе Киевской. На территории между ними заканчивали разбирать развалины. И с площади Победы был виден Южный вокзал».
- Мы не можем дальше жить в разорванном городе, - сказал третий секретарь обкома партии Кудикин. И поручил: - Вот ты учишься в аспирантуре (филиала Академии строительства и архитектуры СССР, - прим. авт.). Поезжай в Ленинград, изучи, как восстановить центр.
«А строения там были старые, с деревянными перекрытиями, щитовыми перегородками на этажах и из необожжённого кирпича в подвалах, - говорит Михаил Павлович. - К югу от Преголи, в низине, - на деревянных сваях. И что делать?»
Решили отстраивать заново, на железобетонных сваях. Значит, нужно организовать их производство. Чем Нетреба и занялся. А ещё придумывал, как забивать сваи, не убирая немецких. Как доставить воду на 4 этаж и выше (запустили станцию второго подъёма воды). Как разместить магазины, если их отдельно не спроектировали (на первых этажах).
В общем, генплан московских архитекторов сильно корректировали.
И мост застыл
Когда в 1974 году Калининград показали немецким журналистам, «Шпигель» писал, что русские строят «взлётные полосы»... Немцы-то хотели видеть здесь улочки Кёнигсберга...
А у нас узкую Московскую улицу превратили в проспект. Кривую Житомирскую (так называлась часть Ленинского проспекта от площади до Преголи) тоже выпрямили в проспект. И пробили улицу 9 Апреля.
В районе Мариупольской построили жильё (вопреки спецам из столицы, «нарисовавшим» там коммунальную зону с базами песка, транспорта, уборочной техники и т. д.).
«В конце улицы 9 Апреля москвичи выбрали место для моста через Преголю. На острове предполагалась насыпная дамба. Мы с архитектором Покровским и директором «Калининградгражданпроекта» Адриановым настаивали, чтобы мост возводился в районе Литовского вала с выходом на Аллею смелых, а затем на Окружную».
Но проект не изменили.
На остров завезли три баржи песка, высыпали. И он ушёл в грунт...
Тогда дамбу заменили на эстакаду. Но тут настали перестроечные времена. Денег у нового государства не было... И мост застыл.
А у нас в квартире газ!
Построить дом нетрудно. Главное - обеспечить его коммунальными ресурсами. И это тоже координировал Нетреба.
«У немцев имелось три водопроводных станции — центральная, южная и в Озерках. У предприятий - свои скважины. Немцы жили экономно и им хватало. Но город вырос. И к жильцам верхних этажей (а в 1970-х у нас стали строить 9-этажки) вода не доходила.
Ещё в 1965-м начали строить новую Южную водопроводную станцию. Я приехал туда с проверкой в 1969-м. Нет станции!»
Ответственное лицо освободили от должности, а Нетребе поручили контролировать. И пошло-поехало: изменили прокладку водовода, под водопровод переоборудовали газопровод на дне Преголи, построили водохранилище, придумали, как очищать речную воду.
«Увеличили объём воды до 185 тысяч кубов в сутки, - говорит Нетреба. - Кстати, когда появились счётчики, расход снизился на 50 тысяч. Полезная вещь!»
Отапливался город малыми угольными котельными.
«Вечером снег выпадет, а к утру он уже чёрный. В 1961 году предложили использовать вторичное тепло ТЭЦ-1 для обогрева города. Построили РТС - Южную, Заводскую, Балтийскую и т. д. Создали централизованную систему теплоснабжения. Трудно пришлось. Начальник «Теплосети» несколько раз хотел увольняться».
А газ поставлял коксогазовый завод, ещё немецкий. Но люди стали жаловаться в горком: нет газа в Балтрайоне!
Директор завода разводил руками:
- Ничего нельзя сделать…
И тогда в новогоднюю ночь 1971-го Нетреба пошёл в разведку. Пробрался на завод через забор. Зашёл в компрессорную. Представился мужикам: «Секретарь горкома». Опомнившись, они объяснили, что нужны только новые насосы.
«Я вызвал директора. Тот краснел-бледнел. Привёз насосы, установил и проблему сняли».
Но пришла новая «беда»: к Калининграду тянули трубопровод с природным газом, а город оказался не готовым его принять. Не было сетей, способных выдержать воздействие. А новые быстро не проложишь...
«В лаборатории горгаза провели испытания. Смешали природный газ с коксовым. Нашли пропорцию, чтобы не вредила нашим сетям. Построили станцию смешения. И газ пошёл».
«Юность» заново
«Первые высотки появились в начале 1970-х. Мы кинули клич по предприятиям. Вагонзавод стал делать формы для наружных панелей, Стройторгмаш — монтажную оснастку. И так далее. За это им выделяли жильё для работников.
Самым трудным объектом оказался спорткомплекс «Юность». С ним я возился 10 лет. Когда для него попытались перевезти немецкий ангар из Чкаловска, то не сумели. Оказалось, что нет ни проекта демонтажа, ни перевозки и непонятно, выдержат ли фермы подвесные конструкции спорткомплекса.
Я организовал пробы стали на «Янтаре». Выяснили, что металл не выдержит… Тогда «Балткран» изготовил новые фермы. И в 1978 году «Юность» запустили».
Подвели китайцы
Как золотое время Нетреба вспоминает косыгинскую реформу, когда предприятиям оставляли часть прибыли на развитие производства, на социальную сферу
и т. д.
«Люди зажили по-человечески. Стали строить ведомственное жильё, дома отдыха, детсады, больницы. Но в 1969 году случился конфликт с китайцами на острове Даманский. Оказалось, что 7 тысяч км границы с Китаем не обустроены! Где взять деньги? На предприятиях! И реформу свернули».
В 1987 году Пленум ЦК КПСС принял постановление о новой кадровой политике. Партийных, советских и профсоюзных руководителей, которым исполнилось 60 лет, освободили от должности. Попал под это колесо и Нетреба.
«А всё потому, что «старики» не поддержали идею перестройки революционным способом. Вот и убрали всех, кто мог сопротивляться. Заменили на молодых. Но неопытных».
* * *
Михаил Нетреба - кандидат технических наук, лауреат премии Совмина СССР в области строительства, Почётный строитель РФ, ветеран восстановления и Почётный гражданин Калининграда.
Награждён двумя орденами Отечественной войны 2 степени, двумя орденами «Знак Почёта», орденом «Трудового Красного Знамени» и 12 медалями, в том числе - «За отвагу», «За победу над Германией».
«Город не может на меня обижаться, - мягко улыбается он. - Мы приехали на руины и возродили его. И сейчас он должен держать марку!»