Этот уголок нашей области, что в Гурьевском районе, в 30 км от Калининграда, вроде бы и обычный.
Но там особенная тишина и особенный воздух
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
То ли потому, что к старинной церкви полукругом примыкает кладбище, но даже лепет высоких лип и клёнов здесь иной - элегический и задумчивый. Словно не ветер, а глубокие вздохи колеблют воздух.
Напротив лежащей в руинах кирхи теплится жизнь — там ремонтируют аккуратный домик. Наверное, это бывшее жилище пастора.
«Да, точно, - подтверждает мою догадку вышедший из домика парень, в руках которого мешочек с семенами свёклы, приготовленными к посадке. - Вот всё, что вы видите в округе: и кирху, и дом пастора, и ещё один дом — принадлежит РПЦ. Сейчас домик пастора отреставрировали: сделали фасад, крышу, провели отопление. Бабушку в нём поселили, она развела кур, теплицы поставила.
Говорят, что в будущем здесь могут открыть хоспис».
… Тихо у стен старинной кирхи. Только деревья печально шелестят листьями, да где-то неподалёку лает потревоженная нашими шагами собака.
Есть своя поэзия в таких малолюдных маленьких уголках нашего края. Здесь легко встают в воображении картины давно ушедших дней: закованные в железо рыцари в белых плащах с чёрными большими крестами на груди и на левом плече... Это их стараниями в далёком 13 веке была построена местная кирха и при ней заложено орденское поселение Кирхе Шаакен.
Здесь ухо воспринимает и еле слышные отголоски проповедей некоего пастора Томаса, рассказывающего диким пруссам на непонятном нам языке о крестных страданиях Христа, и созвучия органа работы рук фон Каспарина.
«Кирха досталась нам после войны совершенно целой, - возобновляет нашу беседу всё тот же встретившийся нам парень. - Ни одной пули не прилетело в её сторону! Совдепия всё развалила. Устроили здесь зернохранилище, для проезда самосвалов стены пробили… В позапрошлом году к нам приезжали фильм снимать. И продолжили разрушение церкви — спиливали балки».
Да, в стенах древней кирхи много пробитых больших дыр — через любую заходи внутрь!
Интересно посмотреть на сохранившийся остов башни, выложенной диким камнем, на алтарную часть. Кстати, место, где находился алтарь, всё перекопано вдоль и поперёк — гробокопатели старались...
Выходим из кирхи и по выложенной необработанным камнем тропинке идём вдоль еле различимой каменной ограды.
Среди цветущих буйным цветом кустов боярышника, жёлтых скромных соцветий чистотела и охапками растущих синих незабудок вдруг вырастает у дороги ракита. Ей лет 300, не меньше. Ствол как будто несколько раз завязан узлом. Но самое интересное в ней — огромное дупло. Такие дупла вряд ли кому и попадались. Я уверяю: в этом дупле можно жить! Такое оно просторное и даже, я бы сказала, уютное.
Полюбовавшись на местные памятники природы, минуя кирху, выходим к проезжей дороге.
Наискосок от кирхи стоит немецкий ухоженный дом. Здесь с 2012 года работает Епархиальный реабилитационный центр для нарко- и алкозависимых во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В его пользовании большой участок земли. Туда и шёл сеять свёклу встреченный нами паренёк.
Как следует из информации Центра, рассчитан он на одновременное пребывание 10 воспитанников-мужчин, которые проходят бесплатную реабилитацию в течение года. С ними постоянно беседует священник, они ходят на богослужения, заняты на сельскохозяйственных работах, в производственных мастерских, в обустройстве быта.
А ещё, как оказалось, выхаживают бездомных собак.
«Их семь таких несчастных к нам уже подбросили, - комментирует паренёк, воспитанник Центра. - Всех кормим. Всех спасаем!»