Это одна из улиц, которая осталась в своих довоенных границах. Начинается от пересечения с проспектом Мира и упирается в улицу Спортивную
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
На улице Zeppelinstraße, длиной в два с половиной километра, спроектированной в начале XX века, до войны жили достаточно состоятельные персоны: вожди НСРПГ (местные фюреры), директора предприятий, отставные военные.
К каждому двухэтажному домику полагался участок, где его владельцы обычно разводили цветы и сажали фруктовые деревья.
Улица и по сей день сохранила черты тихого оазиса: во двориках, утопающих весной и летом в цветах, пышно, шапками, цветут груши и яблони, а в их кронах на все голоса заливаются птицы.
Пять лет назад по программе капитального ремонта за несколько миллионов рублей здесь «омолодили» 17 домов. Поэтому почти все домики отреставрированы (хорошо или плохо — уже другой вопрос). Малоэтажная историческая застройка в целом сохранена.
Талисманы
Выходим на улицу со стороны проспекта Мира. Справа 37-й детский сад. Не так давно здесь
отремонтировали прилегающие к нему тротуары.
Слева Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказания России по КО, построенный в 60-е годы XX века (территория большая, но несколько запущенная).
Дальше следует участок домов, возведённых в 20-е годы XX века. Среди них и одноэтажные с
деревянными чердаками и отдельными входами для каждой семьи.
Мы подходим к дому №29 – к станции переливания крови, история которой восходит к 1946 году, когда при областной больнице открыли соответствующее отделение.
Людей, которым за все эти годы вовремя доставили нужные компоненты крови и тем самым спасли жизнь, поставили на ноги, - не счесть! Кровь нужна пострадавшим в авариях, гематологическим и онкологическим больным, в роддома и так далее.
Само здание станции возвели в 90-е годы прошлого века. А до войны (и это видно на картах) тут работал кирпичный завод (поэтому и территория, прилегающая к станции, - большая). Завод снабжал своим кирпичом все стройки микрорайона.
Идём дальше. Самый интересный домик находится по адресу 91 (на немецких картах №95).
На его стене сохранились две фигурки: это белка с орешками и орёл, который озирает округу — нет ли где опасности? Такие вот интересные талисманы. Несомненно, они привлекают внимание к дому, выделяют его из других домов-собратьев.
Граф-дурак или «величайший немец»
Как мы уже отмечали, до войны улица носила название Zeppelinstraße (в честь графа Фердинанда фон Цеппелина).
Было время, когда его популярность достигла фантастических размеров. Он строил в Германии дирижабли, которые даже стали называться «цеппелинами».
Но на начальном пути к мечте Фердинанду пришлось испить чашу разочарований.
Упрямый до безобразия, Фердинанд достал даже своего императора Вильгельма II, без конца присылая ему свои «несерьёзные» проекты летательных аппаратов. В конце концов рассерженный император велел уволить графа-фантаста из армии. Что и было сделано в 1890 году.
«Сумасброд! Только и разбрасывается семейными деньгами рода!» - осуждали его знакомые, когда Фердинанд принялся проектировать и строить дирижабли за свой счёт.
Его аппараты вначале терпели катастрофы. А потом обрели неслыханную популярность. «Величайшим немцем XX века» стал называть его император.
Дирижабли широко применялись немцами в Первой мировой войне. А потом аппараты нашли своё применение в гражданской авиации.
Они вновь появились в небе Восточной Пруссии в 1929 году. За первым полётом дирижабля, названного «Граф Цеппелин», следил весь Кёнигсберг. Люди специально выходили на Монетную площадь (район ул. Соммера), к Замку и на мосты Замкового пруда (сейчас Нижний), чтобы видеть его серебристый сигарообразный корпус, который сопровождали четыре самолёта.
От имени жителей Кёнигсберга обер-бургомистр города Ганс Ломайер передал по радио экипажу такое приветствие:
«Столица оторванной от родной страны провинции Восточная Пруссия приветствует «Граф Цеппелин». Мы преклоняемся перед творением недавно ушедшего от нас в мир иной изобретателя, и людьми, которые продолжают его дело… «Граф Цеппелин» связывает нас с родиной. Он укрепляет нашу волю к воссоединению с ней...».
Кстати, в Кёнигсберге ещё до Первой мировой войны для цеппелинов возвели ангары, здание аэропорта и казарму (в районе современной улицы Борзова). После 1945 года этот комплекс использовала авиационная школа военных механиков, на базе которой в 1966-м создали Калининградское военное авиационное техническое училище (КВАТУ).
Великий и скандальный
В 1946-м Цеппелинштрассе переименовали в улицу Валерия Павловича Чкалова. Прославленного советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза. Он отличался отвагой и воздушным лихачеством, за что однажды даже отсидел несколько месяцев в тюрьме.
В июне 1937 года, без пересадки, через Северный полюс, за 63 часа 16 минут, прилетел в США, чем потряс весь мир.
А за несколько месяцев до этого экипаж его самолёта в составе Георгия Байдукова и Александра Белякова сел в аэропорту Девау в Кёнигсберге, следуя на авиационную выставку во Францию.