На прошлой неделе глава Калининграда Александр Ярошук ответил на острые вопросы горожан в телепрограмме «Главный час» (НТРК «Каскад»)
Материал подготовила Юлиана ВЛАДИМИРСКАЯ
В прямом эфире обсуждали работу горадминистрации за прошедшие четыре года.
За это время построили мост, соединяющий Сельму с Советским проспектом, капитально отремонтировали путепроводы на улицах Железнодорожная, Аллея Смелых и Суворова. Полностью реконструировали дорогу на ул. 9 Апреля.
Дороги: чего ждать?
- И всё же главное не то, что уже сделано. Для меня важно, что будет, - сказал Александр Ярошук. - Самый важный проект - это строительство новой дороги, которая соединит Сельму с Чкаловском.
Проект дорогостоящий, местному бюджету самостоятельно его не потянуть. Нужна поддержка областного и федерального правительств. Уже прошли несколько совещаний с врио губернатора области Антоном Алихановым, которому я подробно докладывал о проблемах города. Антон Андреевич вник в проблему и одобрил многие наши проекты. Особенно радует, что дорога до Чкаловска всё же будет сделана – поддержкой области мы заручились.
Следующая очень важная магистраль будет проложена с Московского проспекта на ул. Дзержинского. Сейчас там возводится Восточная эстакада, которая приведёт на Остров. Третий этап строительства данного объекта - это как раз вывод магистрали на Дзержинского.
Также будет продлена автомагистраль с Московского проспекта до улицы Орудийной, где сделаем развязку.
Расширим и дорогу на улице Гагарина - новая четырёхполоска продлится до круговой развязки на Гурьевск. Также будет продлён Северный обход до Приморского кольца.
Кроме того, у нас готов проект выезда на Южный обход, а оттуда уже - на Северный. Там уже проще — есть Берлинский мост, вторая его часть достраивается.
Конечно, это огромные вложения — десятки миллиардов.
Состояние дорог определяется по очень важному критерию — соотношение дорожной сети на один автомобиль. Сейчас у нас в городе на единицу автотранспорта приходится 42 метра дороги, а по стандартам должно быть - 150. Если мы сумеем довести хотя бы до ста метров, это существенно повлияет на дорожную ситуацию в Калининграде и разгрузит центр города.
Есть ещё «задумки» по улицам Дзержинского, Аллее Смелых, Катина, Ломоносова. Всего в городе разработано проектов на 120 млн рублей, однако пока нет денег на их реализацию.
О мостах
Мы живём на ул. Генерала Озерова и приходится ходить через мост. Тротуары там в таком опасном состоянии, что если днём ямы ещё как-то обойти можно, то вечером, по темноте, только ноги ломать. Каждый год этот мост на Озерова латают, но толку мало. Когда отремонтируют капитально?
Прокопович Лилия Петровна, пенсионерка.
Александр ЯРОШУК: - Ситуацию эту знаю, поверьте, я весь город прошёл пешком. Путепровод по ул. Генерала Озерова отремонтируем как надо. На это в бюджете Калининграда на 2017 год предусмотрено почти 50 млн рублей. Проект готов, и в ближайшее время будет объявлен аукцион по отбору подрядной организации.
Вообще мосты — это не разовая акция. Это глобальная часть серьёзной работы, которая проводится нами постоянно. Так получилось, что когда я стал управлять городом в 2009 году, все основные мосты требовали реконструкции. К примеру, новая эстакада, которая строилась за счёт средств федерального бюджета, была заморожена на несколько лет из-за нехватки финансирования. Сейчас движение по ней открыто, а тогда, чтобы достроить, надо было найти 3,5 млрд рублей. В областном правительстве таких денег не дали. Оставалось одно - брать кредит. Я понимал, что если собственные доходы города 6,9 млрд, то свыше этой суммы гарантий дать невозможно. А у города еще с 1990-х годов были кредиты, которые нужно было гасить по гарантийным обязательствам. Посчитали, сколько стоит консервация стройки, чтобы сохранить то, что уже сделано, — 4,2 млрд. Дороже, чем достроить! Пришлось идти на риск, но я тогда принял решение. И мы не только достроили эстакаду, но и сделали съезды с неё.
Тогда же у меня на столе лежали уже готовые проекты мостов по улицам Киевской, Железнодорожной – по 240 млн рублей каждый, Аллее Смелых – ещё на 540 млн, Суворова – плюсуем 380 млн. Про «мелкие» мосты я вообще не говорю. Их более 40 - на улицах Орудийной,Тельмана, Автомобильной, у мотеля «Балтика» и т.п. И везде предписания — мосты не пригодны для эксплуатации, их надо закрыть! Представляете, не дай Бог, что-то случится на таком мосту! А одновременно закрыть все мосты — это парализовать жизнь города, что тоже невозможно.
Вот тогда-то мы и нашли «кулибина» - профессора Прокофьева, который мосты «лечит» по всей России. Начали с Аллеи Смелых. Профессор предложил свои наработки и технологии, которые позволили отремонтировать мост за 60 млн (а проект был на 540 млн!). Проверили под нагрузкой - всё великолепно. Лет 50 теперь за этот мост, как впрочем и другие, что реконструировали по проектам Прокофьева, можно не беспокоиться.
О тротуарах
Вопрос тротуаров волнует всех, но особо - мам с колясками. Когда он будет решён в посёлке А. Космодемьянского?
А. ЯРОШУК: - Я пообещал калининградцам заняться тротуарами, проблема которых не решалась десятилетиями, каждый год на эти цели будут выделяться средства. В 2016-м мы потратили на ремонты более 200 млн рублей, и, благодаря совместной активной работе депутатов, многие дворы и улицы привели в порядок.
Вы знаете, если я обещаю, то иду до конца. Будем продолжать. Пришлось сократить некоторые другие программы, но на ближайший год на ремонт и благоустройство тротуаров удалось выделить ещё порядка 200 млн. Список на 2017 год сформирован, сейчас проводим торги по выбору подрядчиков. К октябрю-ноябрю следующего года мы его ещё дополним – за счёт экономии, как было в этом году.
Что же касается посёлка имени А. Космодемьянского, то жизнь придёт и на его улицы. Главная проблема – это улица Карташёва. Она центральная и имеет большую протяжённость. Там надо делать не только тротуар, но и саму дорогу, прокладывать ливневую канализацию. На это нужны сотни миллионов, которых, к сожалению, в бюджете сейчас нет. Проект готов, как только появится хоть малейшая возможность, сразу же приступим.
О детских садах и школах
- Главное достижение последних четырёх лет то, что в Калининграде удалось ликвидировать очередь в детские сады. На 1 января 2016 года её вообще не было. Мы открыли 13 новых детских садов! Шесть «забрали» у министерства обороны, сейчас выкупаем ещё три ведомственных. На данный момент ситуация такова, что с миграционным притоком в область и повышением рождаемости очередь в детсады, хоть и не большая, но опять появилась. Но мы продолжаем работу. К примеру, ещё один детский сад, подведомственный РЖД, город готов выкупить. Обсудили уже это решение с губернатором, сейчас готовим документы. Также будем ремонтировать и расширять старые детсады.
Ещё одна важнейшая задача, которую мы решаем – школы. Две новых - №№ 56 и 40 - уже построены. В ближайшее время начнётся строительство ещё трёх — на улицах Рассветная, Аксакова и Артиллерийская. Проекты готовы, проходят экспертизу.
Об остановках
В нашем городе некоторые остановки общественного транспорта не оборудованы. Людям приходится стоять под дождём, под снегом...
Надежда Сергеевна.
А. ЯРОШУК: - Знаю эту проблему. Сам в такой ситуации был не раз. Говорю, как есть: вышел из храма на Невского, дождь льёт, а моя машина уехала. Пошёл на остановку - действительно, укрыться негде. Как божье провидение – мол, иди, сам постой, прочувствуй на себе.
Устанавливать новые остановочные пункты мы начнём уже в ближайшее время. По городу их в общей сложности порядка 700. В 2017 году заменим 100. Это будет первым шагом. Они будут европейского вида, современные – все по одному стандарту, утверждённому комиссией. Начнём с центра, с улиц Черняховского, А. Невского, Советского и Ленинского проспектов. Те остановочные пункты, которые сейчас в приличном виде, всё равно будем менять. Их демонтируют и перенесут на окраины.
Также в бюджете предусмотрели деньги на благоустройство территорий рядом с остановками.
О ЧМ-2018
Как идёт подготовка к чемпионату мира по футболу? Готов ли будет город к встрече гостей?
А. ЯРОШУК: - Совместно с правительством Калининградской области мы сделали первый шаг — уже открыта первая часть пешеходной зоны на Солнечном бульваре, которая будет вести к стадиону. Этот пятиметровой ширины тротуар - самый просторный в городе. К нему примыкает велосипедная дорожка, выполненная из особо прочного красного клинкера. В качестве разделительной полосы использована старая немецкая брусчатка. На переходах понижен бордюрный камень. В дополнение на бульваре установили 28 гранитных скамеек, урны, цветочницы, обустроили 4 парковки для велосипедов.
Я часто выезжал на эту стройку и на все другие объекты, которые осуществляются в рамках федеральных целевых программ - их беру на личный контроль.
Сейчас это мост Высокий, который делается за счёт дорожного фонда и фонда правительства области. По набережной, идущей от Рыбной деревни, можно будет пройти до моста, и оттуда сразу на набережную Ветеранов, которая сейчас также благоустраивается.
Получится замечательное, благоустроенное место. Оно станет одним из лучших, как Верхнее озеро, на котором отдыхают и прогуливаются десятки тысяч людей. Все это наследие останется Калининграду после ЧМ, им будут пользоваться горожане и гости города.
Об экологии
Когда решится вопрос с закрытием угольных котельных, из-за работы которых страдает экология города?
А. ЯРОШУК: - С основной массой уже разобрались - проведён огромный объём работ. Вопрос перевода угольных и мазутных котельных на газ уже решён более чем на две трети. Из 156 осталось закрыть 46. Разработана инвестиционная программа, её одобрило региональное правительство и будет участвовать в её финансировании.
Но кроме денег есть и другие проблемы. Например, мы получаем множество жалоб от жителей ул. Чувашская, где дымит такая котельная, вот только всё упирается… в самих жителей! Два года горадминистрация воюет в судах с собственниками двух домов, которые не разрешают провести теплотрассу по их придомовой территории. Хотя все вроде должны понимать, что и цена гигакалории будет совершенно другой (уголь, мазут и дизельное топливо - в разы дороже) и экология в городе поменяется очень существенно - вредных выбросов в атмосферу станет меньше.
О капремонте МКД
Наш многоквартирный дом ещё немецкий. Ремонта никогда не было, хотелось, чтобы горадминистрация помогла нам отремонтировать хотя бы крышу. Куда обращаться?
Житель дома №108 на ул. Комсомольская.
А. ЯРОШУК: - К сожалению, муниципальная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов уже закрыта. Мы действительно четыре года подряд вкладывали немалые средства в софинансирование капремонтов МКД – чинили крыши, перестилали черепицу, меняли конструктив, восстанавливали фундаменты там, где не было дренажа. Благодаря этому решению удалось сохранить очень много домов. Но теперь, по федеральному законодательству, эти полномочия переданы правительству Калининградской области – в Фонд капитального ремонта.
Процедура оформления заявки на получение финансирования ремонта крыши не сложная. Главное, с чего следует начать, - это принять решение общего собрания жильцов. Затем соберите документы и подайте их в этот Фонд (на сайте fondgkh39.ru описан порядок и список необходимых документов). Если же в доме есть муниципальные квартиры, то долю за них вносит горадминистрация, наравне с остальными собственниками. Эта сумма в бюджете определена. Правила для всех одинаковые.
Здание нашего общежития на ул. Инженерная, 2 в ужасном состоянии. Лифты постоянно выходят из строя, если дождь — у нас наводнение. Повсюду висят старые провода, которые то и дело поджигает шпана. По коридорам ходят посторонние. Помогите навести порядок!
Ирина Владимировна.
Отвечает Сергей МЕЛЬНИКОВ, председатель комитета городского хозяйства горадминистрации:
- Мы уже разбирались с данной ситуацией, хотя полномочия муниципалитета в этих вопросах в соответствии с Жилищным кодексом очень серьёзно ограничены. Насколько нам известно, у вашего дома была большая задолженность перед управляющей компанией - более 1 млн рублей. Сейчас вы УК поменяли, но проблемы остались прежние – новых неплатежей накопилось ещё на 200 тысяч.
Жилищный отдел Московского района совместно с УК готовит в декабре общее собрание жильцов, на котором вы должны определиться по расходам на текущее содержание. А чтобы там не было проходного двора, то нужно согласовать ещё и расходы, связанные с ограничением доступа в здание посторонних - собрать деньги на новую входную дверь и домофон. Мы со своей стороны взаимодействуем с Фондом капитального ремонта при правительстве области. Если будет возможность по каким-то видам работ передвинуть этот дом на более ранние сроки — будем содействовать. Но напомню, сейчас решение о ремонте жилищного фонда в Калининграде, как и в любом муниципалитете, принимается именно на уровне субъекта. Все полномочия переданы областному правительству, обращаться надо теперь туда.
Телефоны Фонда капитального ремонта: 674-537, 674-538, 674-558