Где в Кёнигсберге хранили самый крупный изумруд, чему учился тут русский царь и как встречали китобоев в Калининграде, расскажет «Гражданин» в продолжении Экскурсии по улице Портовой
Юлия ЯГНЕШКО, фото автора
Чуть более века назад местность у Прегеля романтики могли бы сравнить с Венецией: регулярно затапливаемая низина была изрезана каналами, протоками и дамбами, которыми город пытался защититься от наводнений.
А между Полоцкой и Железнодорожной стояла старинная крепость — Фридрихсбург, возведённая ещё в 17 веке.
На сегодня от неё уцелели лишь ворота, где располагаются сейчас экспонаты Музея Мирового океана. Над их башенками развевается российский флаг морских крепостей - красное поле перечёркнуто белыми и синими перекладинами.
Именно в честь цитадели эта часть улицы у немцев называлась Фридрихсбургштрассе.
В готовности, но без боя
Бастионную цитадель «Фридрихсбург» основали в 1657 году, когда жители старых городов Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, из которых и сложился впоследствии Кёнигсберг, хотели защититься от армий Швеции и Польши. Эти страны то и дело выясняли отношения на территории Пруссии.
Тогда по проекту архитектора и профессора математики «Альбертины» Иоханна Штрауса Кёнигсберг окружили валами с водными рвами. И к середине века это кольцо насчитывало 26 бастионов, 8 полубастионов и 9 ворот. (Остатки вала можно увидеть вдоль Гвардейского проспекта.)
Кстати, цитадель поставили на месте лучшей загородной резиденции курфюрста. Фридрих Вильгельм уступил её военным и заметил: «Лучше потерять резиденцию, чем трон».
Автором проекта крепости «Фридрихсбург» выступил придворный архитектор Христиан Оттер, построил её инженер Георг Нойманн.
Сверху цитадель, окружённая водным рвом, выходящим в Прегель, напоминала 4-лучевую звезду с бастионами на углах. Их назвали «Изумруд», «Рубин», «Алмаз» и «Жемчуг». Кстати, звезду в форме креста используют как символ правильности избранного пути. (Есть она и на эмблеме НАТО…)
Повоевать цитадели не довелось. Её пушки стреляли только холостыми. Например, на коронации Фридриха I (1701 год) и на Крещение 1761-го, когда Кёнигсберг оказался в руках русской армии (пушки грянули аккурат, как крест опустили в речную воду).
А в основном крепость служила тюрьмой. Там держали государственных и военных преступников. Одним из них за непослушание оказался и лейтенант Йорк, будущий герой сопротивления Наполеону и фельдмаршал.
Между прочим, ключи от «Фридрихсбурга» преподнесли русскому главнокомандующему Фермору, когда русские вошли в город.
Мортиры отсюда до сих пор хранятся в Музее артиллерии Санкт-Петербурга, как доказательство победы.
Остались лишь ворота
Как мы писали выше, Фридрихсбургские ворота в неоготическом стиле - единственное, что сохранилось от крепости, были возведены в 1852 году. Автор фасада - тайный верховный строительный советник Штюлер.
Саму крепость немцы снесли перед Первой Мировой войной, а землю магистрат продал железной дороге.
Ворота сильно пострадали во Вторую мировую, одна башенка обрушилась. Сначала их использовала военная типография, а потом автоколонна.
В 2011-м ворота восстановили с помощью специалистов из Нижнего Новгорода и Петербурга. И теперь это филиал Музея Мирового океана, там действует Центр истории российского флота, создают петровскую экспозицию.
Тут был Пётр
Во Фридрихсбурге под именем урядника Михайлова в 1697 году побывал царь Пётр Первый. Он учился здесь фортификации, инженерному делу, совершенствовался в артиллерийской стрельбе. И после получил аттестат: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника».
Тут же он вёл переговоры о союзе с курфюрстом Пруссии. Такой пункт в договор не включили, но монархи дали друг другу слово, обещали помогать. Чтобы Фридрих III помнил об этом, царь подарил ему шикарный рубин.
Мост
Мы выходим к двухъярусному мосту. Его построили в 1926-м и назывался он «Райхсбанбрюке» (переводят по-разному: «Имперский» или «Национальный»).
Мост подарил Кёнигсбергу завод «Union» (см. первую часть экскурсии) на 200-летие со дня объединения Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа.
Это уникальное техническое сооружение: по нижнему ярусу идут автомобили, по верху — поезда. Плюс к этому мост разводился, чтобы пропускать суда: средняя часть поворачивалась на 90 градусов всего за 3 минуты.
В 1930 году по мосту прошёл первый поезд между новыми вокзалами - с Южного на Северный.
В войну немцы мост взорвали.
В советское время его восстановили, но разводной механизм стал подъёмным.
Морские псы
С двухъярусного моста видны корабли у причалов и огромные краны. Тут начинается территория морского торгового порта.
Порт открыли 13 июня 1924 года, к уже вышеназванному юбилею. Поэтому логично, что и у немцев последняя часть улицы звалась «Портовая» — Хафенштрассе.
Строительством комплекса ведал заведующий городским стройуправлением, руководитель управления инженерного строительства Корнелиус Кучке (1877—1968), который получил за это почётную докторскую степень Высшей технической школы Данцига (сейчас Гданьск).
Если повезёт, в порту можно застать барки «Седов» и «Крузенштерн».
А кто-то ещё помнит, как там встречали китобоев (эту флотилию ликвидировали в 1975-м).
… Накануне возвращения моряков у их жён портилось настроение: мужья на подходе, а в парикмахерскую не попасть. Ведь к встрече готовился весь город!
Автомобильная «пробка» в день прихода выстраивалась к порту сразу от моста. На причале - первые лица области и города, оркестр, толпа с цветами. Поэтому и милицейское оцепление. Чтобы люди не попадали в воду.
Китобои подходили на китобойцах с гарпунными пушками на носах. (Огромная база «Юрий Долгорукий» оставалась на рейде Балтийска.) Первыми сходили победители соцсоревнования, за ними остальной экипаж. На борту оставались только вахтенные да судовые собаки. Последних по случаю праздника рядили в тельняшки.
В областном архиве хранят письмо, которое в мае 1961-го отправили в Совет Министров: китобои план выполнили! И просят продать им 40 машин «Волга» и «Москвич», полсотни мотоциклов, по 100 холодильников и стиральных машин, 300 телевизоров. И... пианино - 40 штук.
P.S. К большой досаде автора в первой части материала (№24 от 21 апреля 2022 г.) допущена техническая ошибка. Неправильно указаны годы жизни Е.И. Мухина.
Следует читать: 1928 — 2018.