Береговое или Patersort

6 минут

На южном берегу Калининградского залива, там, где сейчас посёлок Береговое, когда-то давно у пруссов находилось святилище. А ещё раньше тут были стоянки древних людей - и каменного и бронзового веков

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Посёлок Береговое расположен на живописном утёсе Калининградского залива, покрытом вековыми соснами (у немцев деревня называлась Patersort). Это километрах в двадцати от Калининграда в сторону Ладушкина.

На северо-востоке этого селения, в бору, археологи обнаружили каменные орудия труда первобытных людей. Значит, здесь находилась их стоянка. И рядом, на кургане, нашли украшения, относящиеся к бронзовому веку.

Люди издревле облюбовали это место, очевидно считая его не просто красивым и удобным, но и наполненным светлой энергетикой земли, целебной силой.

24_15.jpg

Не случайно же у пруссов здесь располагалось капище. Его окружал частокол, внутри которого жрецы проводили языческие обряды, «общались» с богами, задабривая идолов.

Немецкая история Патерсорта начала свой отсчёт примерно с середины XIV века, во всяком случае он впервые упоминается в летописи Тевтонского ордена в 1352 году. Истребив пруссов огнём и мечом, сюда, в «очищенные» от язычников места, приехали переселенцы из южных земель Германии.

Patersort и его гости

На протяжении XIII-XVIII веков через Патерсорт проходила основная дорога, связывающая Кёнигсберг с Берлином. Она шла вдоль южного берега залива Frisches Haff (нем. Свежий залив, сейчас Калининградский) через Бальгу, Хайлигенбайль (Мамоново), Эльбинг (Эльблонг) и Данциг (Гданьск).

Уже позже на её основе стали строить новую дорогу, прообраз знаменитой «берлинки», «выпрямив» магистраль в некоторых местах. После такого выпрямления Патерсорт и Бальга остались в стороне от этой новой главной дороги.

24_07.jpg

Наверное, невозможно и перечислить всех знаменитых путешественников, которые останавливались в Патерсорте, следуя из Кёнигсберга в Берлин и обратно, чтобы поменять лошадей, подкрепиться, выспаться в местной гостинице, подкупить себе что-нибудь в дорогу.

Например, передохнули в Патерсорте в январе 1744 года 14-летняя принцесса Фикхен и её мать, когда ехали из Штеттина в Санкт-Петербург на смотрины по приглашению императрицы Елизаветы. Кстати, эти дорожные расходы оплатила Елизавета.

Возможно, мать и дочь стояли на берегу залива в Патерсорте и смотрели на гранитные валуны, которые занёс сюда сошедший с севера ледник, пытаясь предугадать, что ждёт их в России. Кстати, некоторые камни были огромными, их использовали даже в качестве волнорезов. Они и до сих пор разбросаны по побережью.

А 9 февраля хорошенькая принцесса предстала перед императрицей и перед своим будущим мужем великим князем Петром Фёдоровичем. Через 19 лет Фикхен стали именовать уже русской императрицей Екатериной Второй.

Через Патерсорт проезжал и великий русский историк Николай Карамзин, когда летом 1789 года ехал из Кёнигсбера в Берлин, находясь под впечатлением от трёхчасовой беседы с Кантом.

Отметились здесь и французы во главе со своим полководцем Наполеоном при отступлении из России в январе 1813 года.

Сохранившийся в посёлке учас-
ток старой дороги с покрытием из светлого необработанного булыжника, возможно, ещё хранит отпечатки его ног.

Откуда?

Для многих загадка: откуда в Патерсорте, на берегу залива, взялся необычный для Пруссии светлый камень? Явно южный, которым мостили улицы древних городов Адриатики и Средиземноморья.

Скорее всего, в этом месте причаливали и разгружались торговые корабли, вернувшиеся из своих далёких путешествий.

Дело жизни

На сегодня самым главным достоянием и главной достопримечательностью посёлка является православный храм имени великомученика Димитрия Солунского.

24_08.jpg

Его изготовили в Минске белорусские мастера по уникальной карельской технологии - из дерева и без единого гвоздя.

Освятил храм митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (ныне Патриарх Всея Руси) 4 мая 2003 года.

Инициаторами появления храма в Береговом стали Станислав Дембицкий, в разное время возглавлявший местный зверосовхоз «Береговой», а также Ладушкинскую администрацию, и Михаил Гриб.

Гриба калининградцы, может, помнят по Балтийско-Белорусскому торговому дому, он стоял у истоков его создания. Помогал в приобретении в 2004 году памятника Франциску Скорине, белорусскому первопечатнику, что сейчас на улице Александра Невского перед зданием университета. В 2006 году при содействии Михаила Иосифовича на улице Кутузова открыли сквер российско-белорусской дружбы. Будучи предпринимателем, опекал он школы-интернаты, детские дома и ветеранские учреждения.

За вклад в дело духовного объединения России и Белоруссии, укрепления дружбы народов двух стран, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий наградил Михаила Гриба орденом Русской православной церкви «Святого Благоверного князя Даниила Московского» третьей степени.

Скончался Михаил Иосифович Гриб в 2010 году. А вот храм, к созданию которого он приложил свои силы, стоит и радует людей.

Мученик

Поскольку храм великомученика Димитрия Солунского делали белорусские мастера, то и самые первые иконы доставляли сюда из Минска.

В том числе подарили очень редкую чудотворную икону Богородицы «Хлебная». И, конечно же, икону великомученика Димитрия Солунского (она с правой стороны иконостаса).

В июне 2011 года резчик Опенешев изготовил в иконописной мастерской храма преподобного Серафима Саровского в Светлогорске второй ряд иконостаса для храма в посёлке Береговое.

Кстати, с первого дня существования этого храма и до сегодняшнего момента его настоятелем является священник Димитрий.

Что же касается святого великомученика Димитрия Солунского, то он жил в III веке нашей эры, был сыном римского проконсула в Фессалониках (сейчас Салоники), принял там мученическую кончину. Этот святой всегда особо почитался на Руси, считается, что родители Димитрия имели славянские корни.

Например, в 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своём, святого мученика Димитрия, и украсил её дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и поныне является украшением древнего Владимира.

Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублёва.

Почитали святого Димитрия и в роду святого Александра Невского. Старшего сына он назвал в честь этого великомученика.

Почитание Димитрия Солунского тесно связано у русских людей с защитником Руси, великим князем Московским Димитрием Донским, который «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил».

Куликовская битва, за которую народ нарёк Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы наших людей.

Князь Димитрий Донской был большим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенёс из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске его гроба и принесённую в 1197 году из Солуни во Владимир.

В память воинов, павших в Куликовской битве, Русская Православная Церковь установила для общецерковного поминовения Димитриевскую родительскую субботу. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского.

Разработано в АЛЬФА Системс