Пионерская (Wilheimstraße, Fahrenheidstraße)

4 минуты

О том, кто подался в «чёрные гусары» и что из этого вышло, почему коммерческий советник въезжал в Кёнигсберг, не сворачивая со своей земли, читайте в нынешней экскурсии «Гражданина»

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Улица Пионерская начинается от пересечения с Фрунзе, длится примерно километр и затем упирается в Литовский вал. Она достаточно запутанная, возможно, потому, что в Кёнигсберге на её месте было два небольших проезда: Вильгельм-штрассе и Фаренхайдштрассе. Их границей служил перекрёсток с современной улицей Нерчинской. (К слову, Нерчинская - удивительная улица, на ней нет ни единого дома!)

Открывает улицу Пионерскую (бывшую ул. Вильгельма) памятник архитектуры муниципального значения, где сейчас находится администрация Ленинградского района. Этот четырёхэтажный дом построен в 1870-1880 гг. и до войны принадлежал французской реформатской общине, которая сдавала там квартиры разным жильцам.

Улица Вильгельма, возникшая в Кёнигсберге в конце XVIII века, сильно пострадала во время штурма города. Кроме первого, уже упомянутого, здания на ней осталось лишь последнее (сейчас под номером №22), возведённое примерно в 1900 году. У нацистов там находился склад комендатуры, располагавшейся рядом. Сейчас здесь ФКУ «Войсковая часть 10730», которая занимается, согласно информации из Интернета, «деятельностью, связанной с обеспечением военной безопасности».

«Чёрный гусар»


От этого здания воинской части и до пересечения с Литовским валом шла уже улица Фаренхайда. Возникла она в начале XX века и называлась в честь городского коммерческого советника, основателя Дома для бедных, друга Канта Фридриха Райнхольда Фаренхайда.

22_11.jpg
Дом французской реформатской общины. (Вид со стороны ул. Фрунзе.)
Ныне администрация Ленинградского района.

Один из его предков, будучи торговцем, переехал в Кёнигсберг из Ростока примерно в 1500 году и обосновался в Кнайпхофе (сейчас остров Канта).

Фридрих Райнхольд Фаренхайд сумел в разы увеличить фамильное состояние благодаря поставкам на фронт соли во время Семилетней войны. Став баснословно богатым, он тратил деньги в основном на покупку земель и недвижимости на юго-востоке Пруссии. О Фаренхайдах даже говорили, что они могли въехать в Кёнигсберг, не сворачивая со своей земли.

Единственному своему сыну Фридриху Вильгельму Йоханну отец прочил судьбу госслужащего. Однако вопреки родительской воле тот тайно завербовался в «чёрные гусары» (или «гусары смерти»). (Этот гусарский полк был сформирован в России в 1776 году, в него, помимо русских, входили и немецкие гусары.)

22_08.jpg
Пионерская, 61: здание приюта для бедных имени Фридриха Райнхольда Фаренхайда.
Сейчас здесь Атлантическое отделение института океанологии имени Ширшова.

Узнав об этом, Фаренхайд-старший впал в ярость и намеревался даже лишить Фаренхайда-младшего наследства, а всё своё огромное состояние пустить на благотворительность. И пустил бы. Владея огромными по тем временам накоплениями, находясь в какой-то мере под влиянием Канта, Фаренхайд-старший позволял себе периодически заниматься филантропией. Так что угрозы лишить сына наследства не были пустыми. Но тут вовремя и энергично вмешались родственники, умолявшие не наказывать шалопутного отпрыска слишком сурово, и отец, побушевав, утихомирился.

Для сирых и больных


В октябре 1764 года Фридрих Райнхольд Фаренхайд открыл в городе приют для бедных (на нынешней улице Клинической), которому пожертвовал 50 тысяч гульденов. На сегодня от этого приюта уцелела лишь часть кирпичной ограды с калиткой, что примыкает к зданию областного роддома.

Потом его повзрослевший сын Йоханн, видимо, тоже проникшись идеями благотворительности, ещё два раза добавлял по 10 тысяч гульденов на расширение приюта. В итоге на той стороне Клинической, где областной роддом, сначала появилась больничка на 24 койки, а уже к XIX веку её расстроили до большой городской больницы для бедных, включающей ряд корпусов, облицованных жёлтым клинкерным кирпичом разных оттенков. Занимала она большую территорию - от областного роддома до ликёро-водочного завода.

Засияет ли «Сияние»?


Улицу Фаренхайда застроили в конце XIX–начале XX века трёх- и четырёхэтажными многоквартирными жилыми домами. Она так же, как и соседние улицы, сильно пострадала во время штурма города. Уцелели на ней только жилой трёхэтажный дом, сейчас он числится под №24-26, да здание приюта для бедных имени Фридриха Райнхольда Фаренхайда 1900 года постройки.

22_10.jpg
Бывший склад комендатуры. Теперь воинская часть

Здание это является памятником регионального значения и прекрасно сохранилось. Сейчас в нём по адресу: Пионерская, 61 находится институт океанологии имени Ширшова (Атлантическое отделение, корпус №2).

На месте же снесённых войной жилых кварталов Fahrenheidstraße в 1970-е годы выросли пятиэтажки-«хрущёвки» и девятиэтажки.

Как и водилось в советские годы, к такому большому жилому фонду полагались школа и детские сады.

Со школой всё в порядке: 24-я школа открыта в 1970 году, развивается, 15 лет как в ней функционируют кадетские классы. А вот с детсадами...

На Пионерской, 66а существовал в советские годы ведомственный сад с прекрасным названием «Сияние», да лет десять назад его закрыли. Сейчас здание его разграблено, а территория местными выпивохами превращена в помойку.

Что дальше будет с этим строением и участком, - пока непонятно.

Разработано в АЛЬФА Системс