За что уважали прозорливого герцога, как красавица-кирха уцелела в войну, да всё же погибла, и какими ратными подвигами добывалась победа, читайте в новой экскурсии «Гражданина»
Юлия ЯГНЕШКО
На всех картах города — и Кёнигсберга и Калининграда - улицу найти легко: она проходит через две оригинальные площади - круглую (на пересечении с современной ул. Гоголя) и овальную (на стыке с ул. Некрасова). Её конфигурация, задуманная немецким архитектором, сохранилась. Исчезла только доминанта — высокая кирха. Но об этом позже.
При немцах улица проходила по району Марауненхоф. В начале 20 века, когда эта территория вошла в черту города, здесь располагалась целая колония престижных вилл.
Имелся тут и свой парк — как часть знаменитого «Пояса Шнайдера» (это система озеленения территорий с обустроенными пешеходными дорожками по местам устаревших военных укреплений).
Сегодня парк называется «Юность». По очертаниям его рвов и до сих пор угадывается расположение люнета (полевого укрепления с открытым тылом).
Ещё при Шнайдере в центральной части парка разбили розарий, сейчас на этом месте возвышается здание Центра межличностных коммуникаций, выстроенное в стиле русского классицизма.
На выходе из парка установили два памятника. В июле 1998 года - воинам-интернационалистам (архитектор Еремеев, скульптор Пономарёва) - в виде стилизованной часовни, под сводами которой родители скорбят о сыновьях, погибших в Афганистане, Сирии и других горячих точках.
А в 2004-м, дальше, в глубине аллеи, - павшим в чеченских сражениях.
Герцог не учён, да умён
Как уже говорилось, до войны улица называлась Herzog Albrecht-allee. Герцог Альбрехт был последним Великим магистром Тевтонского Ордена и создателем первого в Европе протестантского государства — герцогства Пруссия.
Он сумел вывести страну, обедневшую от постоянных войн с Польшей, из экономического кризиса. Как? Зазвал сюда иноземных купцов, ремесленников и крестьян, гонимых у себя на родине по религиозным соображениям. А они привезли товары, открыли мастерские, используя новые, неведомые пруссакам, технологии, к примеру, покраски тканей и тонкой выделки шкур.Считая, что сам недостаточно образован, Альбрехт развивал науку, культуру и искусства. Основал Кёнигсбергский университет. Поддерживал преподавателей, помогал способным студентам (стипендия, питание, бесплатное жильё). А ещё развивал книгопечатание, причём, не только на немецком, но и на польском, литовском и прусском языках. И сделал ещё немало полезных дел. За это его почитали кёнигсбержцы, за это помнят и сейчас.
Дом музыки, кино и веры
С востока к улице примыкает Верхний пруд (Обертайх). Существует он тут с 13 века: немецкие рыцари перекрыли дамбой ручей Лёбе для оборонительных целей.
В пруду они разводили рыбу (даже угря!), а позже он питал водой оборонительные рвы у башен Врангеля и Дона.
Прогулявшись здесь среди старых вилл, хоть порой и сильно перестроенных, пройдём к дому №48, что на пересечении с ул. Некрасова. Скромному, но с богатой историей.
С 1997 года дом занимает детская музыкальная школа имени немецкого писателя, музыканта и художника Гофмана, нашего земляка. Люди постарше знают, что в советские времена в этом здании работал кинотеатр «Ленинград».
А до войны здесь располагался общинный дом при Новой Трагхаймской кирхе, которая стояла буквально в десяти метрах от него. Шикарная, в романском стиле, с башней высотой в 6 этажей, с часами с двумя циферблатами.
В войну она не пострадала. Службы в ней шли вплоть до выселения немцев. А в 1970-х кирху снесли.
Убит 9 апреля...
Прямо возле музыкальной школы находится братская могила павших при штурме Кёнигсберга. На одной из граней обелиска из чёрного гранита эпитафия: «Вечная слава героям, павшим в боях за нашу Советскую Родину». Ниже — фамилии.
Поисковики утверждают, что имён должно быть больше. Установили, что тут покоится и Александр Трубочистов (1913-1945), сапёр 8-го гвардейского отдельного моторизованного штурмового инженерно-сапёрного батальона. Он воевал с ноября 1941 года, был награждён медалями «За оборону Москвы», «За отвагу» (её получил в 1944-м, когда, рискуя жизнью, спас из-под обстрела восемь раненых товарищей), орденом Красной Звезды. В наградном листе указано, что 29 декабря 1944-го Александр Трубочистов снял 41 мину, проделывая проходы для нашей пехоты. Под огнём врага наводил переправу через реку Алле (Лаву). А затем, стоя в ледяной воде, забивал сваи для моста, чтобы прошли наши танки.
Но 9 апреля 1945 года, в последний день штурма Кёнигсберга, сапёр погиб. И его мама, Аксинья Константиновна, получила похоронку на сына за несколько дней до Победы…
Расстрелян в «Бухенвальде»
Сейчас улица носит имя немецкого коммуниста Эрнста Тельмана (1886 — 1944). Как считают некоторые — одного из главных политических оппонентов Гитлера.
Родом Тельман из Гамбурга. С 14 лет трудился рабочим в гавани, потом ходил в море юнгой и помощником кочегара. В 26 лет возглавил профсоюз транспортных рабочих Гамбурга, а в итоге возглавил ЦК компартии Германии и руководил её боевым крылом (организация «Рот Фронт»).
Конечно, был избран депутатом рейхстага. И вот в периоды избирательных компаний 1925 и 1932 годов он и побывал в Кёнигсберге.
Но к власти пришли нацисты. Коммунистов арестовывали, бросали в тюрьмы. Не избежал этой участи и Тельман. Несколько лет его держали в одиночке. В августе 1944-го перевели в концлагерь «Бухенвальд» и расстреляли. По личному указанию Гитлера и Гиммлера.
Имя Тельмана носила пионерская организация ГДР. Но её уже нет. А в Калининграде улица имени Тельмана существует, имеется в сквере и его бюст.