«Крестоносцев победить невозможно», - внушал самбам прусс по имени Ауттум, побывавший в замке Балга. - Они все истово служат своему Богу и живут по уставу, а потому их Бог не позволит их одолеть. К тому же у них никогда нет недостатка в пище, раз они едят траву, как неразумный скот»
Галина ЛОГАЧЁВА
Покорив западных пруссов, тевтонцы решили, что настало время захвата территории самбов, которых все считали одним из самых сильных прусских племён.
Всю ночь молились рыцари и простые воины замка Христбург (в Польше, - авт.), а на рассвете, оседлав коней, тронулись в путь. «Именем нашей Святой Родительницы - Девы Марии», - благословляли каждого ратника церковные служащие замка. И брат Генрих по прозвищу Штанге, комтур Христбурга, повёл крестоносцев на северо-восток.
Достигли они земель самбов через два дня. Остановившись на косе (Балтийской, - авт.), опустошили и сожгли всю окрестную волость до деревни под названием Гермау (где современный Балтийск и далее, - авт.).
Самбы вначале растерялись, но недели через полторы-две, собрав воинов (с территорий современного Янтарного, Светлогорска, Пионерского, вплоть до Северной горы в Калининграде, - авт.), дали агрессорам бой. Ярость язычников не знала границ. И отряды тевтонцев дрогнули.
Видя, что сопротивляться бесполезно, комтур Генрих Штанге скомандовал отходить. Сам же остался. Чтобы прикрывать спины отступающих рыцарей.
Пруссы его окружили, но приблизиться и поразить не могли. К тому же ему на помощь вскоре пришёл его единоутробный брат.
Когда коням братьев перебили ноги, рыцари стали сражаться пешими. Они пали через несколько часов, уложив сотни пруссов. К тому времени тевтонцы сумели отойти на безопасное от самбов расстояние.
Обступив изуродованные тела братьев, сильно дивились язычники, рассматривая их боевое снаряжение.
«Кто они? Откуда? Как живут? В каких богов верят? - молвил, наконец, старый зажиточный прусс по имени Ауттум. - Это главные вопросы, на которые нам надо знать ответы, чтобы понять, как их победить».
- Тогда кому-то из нас нужно пробраться в их логово… - задумчиво произнёс другой самб и выразительно посмотрел на Ауттума.
«Да, я постараюсь всё разведать», - согласился Ауттум.
Получив гарантии безопасности, в один из мартовских дней 1248 года он вошёл в замок Балга. Крестоносцы, втайне надеясь обратить его в христианскую веру, показали ему всё. Всю жизнь Тевтонского ордена в церкви, спальне и трапезной. И всему изумлялся прусс.
Вернувшись к своим, Ауттум убеждённо доказывал, что рыцарей победить невозможно. Поскольку они все почтительно служат своему Богу, живут по Уставу, а, вдобавок ко всему, едят капусту и траву (он сам видел!). Как животные! Это значит, что недостатка в еде у них никогда нет и не будет.
… Прошло шесть лет. Крестоносцы, поняв, что самбов с налёту не покорить, к следующему своему вторжению подготовились основательно. Уговорили короля Чехии Оттокара собрать и возглавить войско против язычников. И тот согласился.
В январе 1255-го в Самбию вторгся юный король Чехии Оттокар со своим шестидесятитысячным войском. В течение одного дня и одной ночи он опустошал земли самбов, и настолько измотал пруссов поджогами и грабежами, что те самыми униженными мольбами попросили его о милости. И предложили в заложники своих сыновей, обещав стать христианами и подчиняться братьям. Оттокар, подумав, всех оставшихся в живых самбов велел окрестить.
Затем со своим войском он вторгся в волости Кведнау (Северная гора), Вальдау (пос. Низовье) и Тапиау (Гвардейск). И тамошние люди, так же, как и самбы, отдали рыцарям в заложники своих детей, обещав королю, что будут безропотно повиноваться братьям, смиренно неся иго католической веры.
Всех заложников король передал крестоносцам и потом повернул на запад. Когда остановился у подножия горы, в том месте, где сейчас Калининград (Кёнигсберг), то велел заложить там Замок и назвать его в свою честь. Дал на строительство денег. А затем, попрощавшись с тевтонцами, вместе со своим войском вернулся домой.
Однако с его уходом несчастья самбов не кончились. Их южные соседи, тоже пруссы: скалбы, надровы и ятвяги, всегда завидовавшие более богатым самбам, собрав многочисленное войско, вторглись в их владения и под предлогом защиты своей языческой веры, принялись опустошать деревни и поселения, жечь и грабить. Разорив Самбийские волости, они убрались с богатой добычей восвояси.
Поплатились они за эту свою алчность в следующем году. Комтур Кёнигсберга, взяв в проводники самба Кирске, опустошил их земли, истребив многих. И скалбы, надровы и ятвяги, так же, как и самбы, подчинились христианской вере...
Иллюстрация Екатерины Стийчук