Где можно наступить на след царя, где ожил старый фонтан и когда-то пылал корабль? Зачем выпросили сердца у жителей Чукотки? Узнаете в нашей новой экскурсии
Юлия ЯГНЕШКО, фото автора
Набережная Петра Великого появилась в Калининграде в 1996 году, к 300-летию Российского флота и в память о том, что наш город посещал Пётр Первый. Её булыжная мостовая проходит у самой Преголи, по территории Музея Мирового океана, от рыболовного траулера до подводной лодки.
По следам Петра
Впервые русский царь побывал в Кёнигсберге в 1697 году вместе с Великим посольством, которое отправил к курфюрсту, чтобы заключить союзный договор. Официально он ехать не пожелал и прибыл под видом простого урядника.
Это было его первое заграничное путешествие. По пути Пётр учился у иностранцев всему полезному, заставляя пополнять знания и подданных. И преуспел: только при его жизни в разное время в Европе училось от 700 до 2 тысяч русских.
Удивляет, как молодой человек в 25 лет (четверть века ему как раз и отмечали в замке Кёнигсберга) сумел мыслить так мудро, по-государственному!
Пётр посетил и район Лаак (от «заболоченное место»), где находился старый порт, а сегодня — набережная его имени. Во всяком случае доподлинно известно, что он не раз проходил по Прегелю на яхте вдоль него - в Пиллау и обратно, а также к загородной резиденции курфюрста Фридрихсбургу (сейчас это старые ворота на ул. Портовая). Кстати, часть этого пути желающие смогут повторить уже летом: музей открывают водный маршрут «Путь Петра».
Судно «Космонавт Виктор Пацаев» совершило 14 экспедиций. А в прошлом оно - лесовоз |
Не бог, но богатырь
Расположенный на набережной Музей Мирового океана образован в 1990 году. И начинался он с благородной цели - спасти научно-исследовательское судно «Витязь».
Судно построили в Германии в 1939 году для доставки бананов и назвали «Марсом». В войну оно служило военным транспортом, вывозило из Восточной Пруссии беженцев, а потом по репарации перешло к СССР. Здесь его «взяли на работу» в академию наук и нарекли «Витязем».
Судно совершило 65 научных рейсов, участвовало в измерении Марианской впадины и открытии нового вида животных – погонофор. А потом его собрались сдать на металл... Но музейщики и лично директор Светлана Сивкова «Витязь» спасли.
Когда корабль привели в Калининград, он был красавцем — белый, величавый. А внутри - разбитая консервная банка. Даже немцы не взялись его восстанавливать. А наши специалисты это сделали! И немцы сняли перед ними шляпы.
И горели и тонули
«Витязь» - первый экспонат музея, но не первое судно у причальной стенки. До него тут швартовались теплоходы, которые служили плавучими гостиницами для туристов, поехавших к нам после распада СССР.
Круизные теплоходы «Георгий Димитров» и «Семён Будённый» прибыли с Волги. Первый стал гостиницей «Hansa», а на втором открылись казино и ресторан высшего класса. Потом пришло речное пассажирское судно «Михаил Чеботарёв».
Когда «Димитров» вернулся на Волгу (на его борту ещё снимали «Аншлаг»), его сменила «Пинега» из Северного речного пароходства. Она тоже работала «Ганзой» пока её не увели в Польшу.
«Чеботарёв» же летом 2003-го сгорел. На замену ему спешил теплоход «Фридрих Энгельс», да затонул в 30 км от Балтийска.
Мировой музей
В экспозиции музея около полусотни средств передвижения по воде — от чукотской байдары и литовского куренаса до дизельной подлодки Б-413 и ледокола. Только ледокол «Красин» стоит сейчас в Санкт-Петербурге. Потому принимает высоких гостей. К примеру, побывала на его борту принцесса Великобритании Анна. Говорят, была в восторге.
Рельеф «Гениус» работы Кауэра возрождён |
В музее собраны уникальные коллекции. Очень ценны морские раковины и кораллы - добыть или купить их теперь нельзя.
Здесь можно увидеть знаменитый глубоководный аппарат «Мир-1», скелет кашалота, сердца серого кита, полярного дельфина белухи и моржа. («Мы выпросили их у жителей Чукотки, которые бы их съели, - говорит пресс-секретарь музея Инесса
Зайковская. - Впечатляет, когда сравниваешь с ними человеческое сердце, которое всего-то с кулак величиной».)
В музее расскажут, как измеряли Марианскую впадину (11 км 22 метра!). Кстати, спускались туда пока только трое. Одним из этих смельчаков стал американский режиссёр Кэмерон (пошёл в одиночку и не добрался до самого низа 114 метров!).
А ещё познакомят с редкими земноводными - илистыми прыгунами, живущими на Земле со времён динозавров. Они выжили потому, что очень заботливые родители: откладывают икру в небольших пещерках с воздушным мешком в подводном иле мангровых лесов или в дельтах рек. Туннель дважды в день затапливает прилив, и его приходится постоянно чистить. Так как вода там небогата кислородом, илистые прыгуны приносят в пещеру пузыри воздуха во рту. Вот так сутками и трудятся.
Он снова светит
Со стороны эстакадного моста пришвартовано ярко-красное судно. Это плавучий маяк, который получил своё имя по проливу, в котором нёс службу - «Ирбенский» (недалеко от Вентспилса). Его тоже хотели «пустить на иголки», как выражаются моряки, да никто не купил.
Самолёт-амфибия «Бе-12» - раритет в коллекции музея |
На маяке, который появился в музее только прошлым летом, уже поселилась коллекция судовых миниатюр (некоторые в длину всего лишь несколько сантиметров). Её подарил музею один немец. В свой, германский, не отдал. Побоялся, что модели социалистического периода в современной Германии не оценят.
«Ирбенский» - последний в мире спущенный на воду плавучий маяк. Кстати, он снова светит. Но мощную линзу Френеля, конечно, не поставили, чтобы не ослеплять горожан.
Космос тоже океан!
На набережной есть и корабль-космонавт — судно космического флота, названное именем нашего земляка, Героя Советского Союза Виктора Пацаева, погибшего во время возвращения из полёта.
Судно построено в Ленинграде, в 1968 году. Десять лет работало лесовозом, а затем было переоборудовано и включено в Службу космических исследований Академии наук СССР. «Пацаев» участвовал в создании ракетно-ядерного щита страны и совершил 14 экспедиций. С 2001 года обитает у нас. Интересно, что будучи музейным судном, он продолжал держать связь с международной космической станцией!
Мировые, но не морские
Помимо морских экспонатов здесь можно увидеть и «сухопутные». Вот «Puttenbrunnen» (Путти). Этот фонтан в 1908 году изготовил известный немецкий скульптор Кауэр (в Калининграде сохранилось несколько его произведений, например, памятник Шиллеру у драмтеатра). Композицию из держащихся за руки четырёх кудрявых ангелов ставили сначала на улице, потом у замка, в советское время — у портовой больницы. Теперь фонтан нашёл пристанище здесь. Его отреставрировали, защищают от непогоды и демонстрируют летом.
А рядом с фонтаном, на стене павильона «Пакгауз», помещён рельеф Кауэра «Гениус». Это авторское повторение. Оригинал нашли разбитым на развалинах дома скульптора после войны. А теперь возродили.
В поход за колбасой
Несколько дней в году набережная празднует День селёдки (с 2006 года) и праздник Длинной колбасы. В 2010-м калининградцы даже попали в Книгу рекордов Гиннесса за то, что изготовили и съели самую большую селёдку под шубой - длиной в 11,8 метра и весом в 488 кг.
Замахнулись на планету!
Сегодня музей возводит новый корпус. Обещают, что здание «Планета Океан» в форме шара (диаметр 42 метра), станет полностью доступно в 2020 году. И аналогов ему в России не будет.
Там соберут все знания об океане и представят их в форме эксплораториума: экспонаты можно будет «увидеть» не только глазами, но и руками. Например, покажут, как образуется волна.
Такая философия
Здесь много удивительного. Вот мирно уживаются два военных «оппонента»: подводная лодка и противолодочный самолёт-амфибия «Бе-12» (или «Чайка»).
Неподалёку расположен мост через Преголю, который долго стоял разведённым, а теперь передан музею. Его хотят восстановить, сделать пешеходным и превратить в «философскую» дамбу. Ведь где-то тут поблизости уже в преклонном возрасте гулял Кант. А в молодости он бродил по району Портовой. Вот к его юбилею (в 2024 году) и хотят соединить эту тропу.
Напоследок добавим, что вход на территорию музея всегда открыт. Здесь можно свободно гулять, что и делают многие горожане. Приходите и вы!