Как «оживляли» город

3 минуты
В преддверии 70-летия образования города мы продолжаем рассказывать, как и с чего начиналась его история. Города, которому пришлось изменить название, гражданство и религию. Города, который сумел возродиться из руин. Города, в котором родились мы

Юлия ЯГНЕШКО

Первой советской властью на территории Кёнигсберга стала военная комендатура, состав которой командование 3-го Белорусского фронта сформировало ещё до штурма города. Официально комендатура была образована 7 апреля 1945 года. И как только город капитулировал, приступила к работе. 
Кёнигсберг представлял собой жалкое зрелище.  
Улицы завалены обломками домов, трупами людей и животных, по ним бегали полчища крыс... Всё было усеяно противотанковыми ежами, дотами, дзотами, брошенными орудиями, плюс кругом завалы, развороченные железнодорожные пути. 
Город горел ещё несколько месяцев после штурма. То и дело взрывались боеприпасы, до которых добирался огонь. 
Ни водопровода ни электричества. По вечерам Кёнигсберг погружался во тьму. И только ветер грохотал железом на остовах зданий. 
nekrasov.jpg
Почти каждый день падали руины, иногда погребая под собой случайных прохожих... Люди ходили только по проверенным тропинкам, ведь всё было заминировано. А в конце апреля по всему Кёнигсбергу стали срабатывать мины замедленного действия, оставленные фашистами. 
И никто не верил, что город можно восстановить.
Начали с разминирования. За месяц собрали больше 50 тысяч мин, ещё больше снарядов и миномётных мин, 30 тонн взрывчатки, сотни фугасов, мин-ловушек и авиабомб. Потом тушили пожары, расчищали улицы, засыпали траншеи и хоронили трупы.
К работам привлекали военных, немецкое население, военнопленных  и первых переселенцев. Каждый перелопатил не одну тонну кирпича. Каждое учреждение или учебное заведение получало участок улицы или квартал. И люди расчищали их после работы и учёбы, а также по выходным. 
Кроме того комендатура должна была собрать всё полезное имущество и отправить в Советский Союз. Сначала учли все морские и речные суда в порту и на реке Прегель. Потом занялись грандиозной ревизией: переписывали предприятия, инвентарь, продовольствие, квартирное имущество, стройматериалы и т.д. 
Особое трофейное управление искало культурные ценности. Причём план трофейная команда обычно перевыполняла в несколько раз. В сейфах Народного банка Кёнигсберга нашли много драгоценностей: золотые кольца, медальоны и браслеты, а также более 80 кг серебра (часы, ордена, медали, кубки, бокалы). 
На склад сдали 479 пианино, 379 ковров, 2072 настенных часов. 
На улице Миттель-Трагхайм (ныне Пролетарская) была обнаружена библиотека с редкими книгами из собрания университета Альбертина, в том числе книги Валленродтской библиотеки XVI - XVIII веков, прекрасные атласы и манускрипты. А в развалинах замка обнаружили 20 кресел с наклейками «Царскосельское дворцовое правление», украденные фашистами во время оккупации.
Чтобы проделать такую грандиозную работу, город поделили на 8 районов. В каждом действовала районная комендатура, которая подчинялась центральной во главе с генерал-майором Смирновым (Герой Советского Союза, инспектор кавалерии 3-го Белорусского фронта, участник штурма Кёнигсберга). 
10 мая при комендатуре создали Временное управление по гражданским делам во главе с замкоменданта полковником Михаилом Залётовым. В управлении было несколько отделов: административный, паспортный, местной промышленности, торговли, коммунально-бытовой и здравоохранения. Работало оно до ноября, а затем его функции приняло и исполняло до весны 1946 года Временное гражданское управление при военсовете Особого Кёнигсбергского военного округа (первый начальник - генерал-майор Виктор Гузий). 
Военные управляли городом до весны 1946 года, а затем передали эти функции органам временного гражданского управления.
Разработано в АЛЬФА Системс