#Победа80

Улица Яновского

4 минуты
«Гражданин» продолжает рубрику, приуроченную к 80-й годовщине Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Мы рассказываем о людях, которые сражались с фашизмом на нашей земле. Их имена навсегда останутся на карте города в названиях улиц, площадей, набережных и бульваров


Улица, названная в честь парламентёра Яновского, появилась в Калининграде 1 августа 1946 года в соответствии с приказом городского управления по гражданским делам. В 2020 году переименована в улицу Генерал-майора Яновского. Она соединяет улицы Фрунзе и Томскую.

 

Сергей КИРИН

Пётр Яновский родился 22 сентября 1917 года в селе Матвеевка Николаевской губернии в семье крестьянина. Закончил семилетку, затем – Одесское пехотное училище.

В 18 лет пошёл на службу в армию, а во время Советско-финской войны 1939-1940 годов уже командовал ротой.

Начало Великой Отечественной Пётр встретил на границе. И в первый же день вступил в бой.


Потом была 73-дневная оборона Одессы и тяжёлое отступление.

А с 17 ноября Яновский участвовал в наступлении под Ростовом. В результате этой операции войска вермахта были отброшены от города на 60 километров.

Затем довелось ему биться за Москву, Волоколамск и Калинин, за Орёл и Курск, освобождать от гитлеровцев Белоруссию и Литву.

В 1945 году, когда наши войска готовились к штурму Кёнигсберга, Яновский в звании подполковника возглавлял штаб 11-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии.

И лично разработал план действий для прорыва сильно укреплённой обороны противника.

А 9 апреля подполковник Яновский возглавил группу парламентёров, отправленную к коменданту немецкой крепости. И вручил генералу Ляшу ультиматум с категорическим требованием прекратить сопротивление и сдаться.

 Безоговорочно!

Сам Яновский вспоминал так: «В 17 часов 30 минут 9 апреля на участке 27-го гвардейского стрелкового полка нашей дивизии перешёл линию фронта командующий артиллерии группы «Микош» полковник Гефкер с просьбой от коменданта Кёнигсберга генерала от инфантерии Отто фон Ляша о высылке к нему парламентариев от советского командования для переговоров о прекращении военных действий.

Гефкер был немедленно доставлен в штаб дивизии, о чём было доложено командующему 11-й гвардейской армии генералу Галицкому.

По указанию маршала Василевского эта задача была возложена на меня. Мне было приказано совместно с офицерами капитаном А.Е. Федорко и капитаном В.М. Шпитальником пойти в штаб Ляша, чтобы передать требование советского командования о безоговорочной капитуляции немецких войск в Кёнигсберге, а также разрешить практические вопросы, связанные с капитуляцией, и взять в плен генерала Ляша и его штаб.

В 19.00 мы отправились в путь в сопровождении немецкого переводчика. К линии фронта подошли, когда уже совсем стемнело. Но поскольку оказалось, что переводчик не знал дальнейшей дороги в немецкий штаб, то нам пришлось потратить 20-30 минут у линии фронта, чтобы найти офицера, знавшего место расположения Ляша.


Таким оказался подполковник Кервин. Он-то и сопровождал нас в штаб Ляша.

Мы долго шли по улицам и переулкам пылающего города. По дороге попадались навстречу вооружённые патрули. Трижды они пытались применить к нам оружие, но вмешивался Кервин, эти эпизоды заканчивались благополучно, и мы продолжали путь дальше.

Обстановка в городе была сложной. Офицерский и генеральский состав, особенно эсэсовцы и партийные функционеры, настаивали на ведении боя до последнего солдата, в то же время многие солдаты насытились войной и готовы были прекратить сопротивление.

Наконец, с большим трудом мы добрались до штаба Ляша, находившегося в подземном глубоком железобетонном бункере из 22-х комнат. По прибытии вручили текст ультиматума Маршала Советского союза Василевского, руководившего штурмом Кёнигсберга, сначала начальнику штаба полковнику фон Зускинду, а затем и самому Ляшу, который примерно в 21.00 дал согласие на прекращение сопротивления.

Для того, чтобы капитуляция немцев прошла организованно, по нашему требованию Ляш, нехотя, отдал войскам письменный приказ. Он был в ту же ночь разослан нарочными войскам крепости.

Примерно в 23.00-24.00 мы взяли с собой в качестве военнопленных: коменданта крепости и начальника гарнизона войск, оборонявшихся в Кёнигсберге, генерала от инфантерии Отто фон Ляша, начальника его штаба полковника генерального штаба фон Зускинда и других руководящих членов штаба.

В первом часу ночи 10 апреля возвратились опять через 27-й гвардейский стрелковый полк в штаб нашей 11‑й гвардейской стрелковой дивизии».

Почётный гражданин

После Победы Яновский продолжил службу в 11-й гвардейской армии. В начале 1950-х он поступил в военную академию имени Фрунзе. А окончив её, преподавал и защитил кандидатскую диссертацию.

Помимо этого, Пётр Григорьевич вёл большую военно-патриотическую работу. Часто выступал в средствах массовой информации, был автором многих газетных и журнальных статей.


И, кстати, часто приезжал в Калининград.

По решению Калининградского горисполкома №237 от 25 мая 1988 года генерал-майору Яновскому было присвоено звание «Почётный гражданин города Калининграда».

На улице Житомирской, 2 установлена мемориальная доска с портретами трёх советских парламентёров. На ней написано: «9 апреля 1945 года парламентёры 11-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии гвардии подполковник Яновский Пётр Григорьевич, гвардии капитан Федорко Александр Егорович и гвардии капитан Шпитальник Владимир Маркович предъявили коменданту крепости Кёнигсберг ультиматум о капитуляции. Упорное сопротивление фашистов было сломлено – Прусская твердыня пала».


Материал подготовлен при поддержке МКУ «Калининградский городской архив».

Разработано в АЛЬФА Системс