Улица Карла Маркса или Hagenstraße

5 минут
Какую роль сыграли аптекари в истории Кёнигсберга, с кем дружил Кант, у кого брал лекарства русский двор и за что писателя бросили в Бухенвальд, рассказывает сегодняшняя экскурсия «Гражданина»

Юлия ЯГНЕШКО

Улица, по которой сегодня мы приглашаем пройтись, находится в Центральном районе Калининграда. А вот в Кёнигсберге она была далека от центра, пролегала в районе Средний Хуфен и называлась Хагенштрассе.

Начиналась с Кункеля
Если быть абсолютно точным, то надо сказать, что современная улица проходит сразу по двум немецким. На отрезке от Димитрова до ул. Леонова на карте 1931 года отмечена ещё Симсонштрассе.
Но вскоре немцы переименовали её в Кункельштрассе в честь Пауля Кункеля, бургомистра Кёнигсберга, управлявшего городом в начале 20 века. Он приложил немало усилий, чтобы сделать Кёнигсберг современным, активно занимался благоустройством, поддержал, например, идею создания зоопарка. За что жители и избрали его Почётным гражданином.

Именем династии
Далее (до современного проспекта Мира) шла Хагенштрассе, названная так в честь семейства Хагенов. Это старинный род Пруссии, который дал Германии и миру нескольких учёных. 
Генрих Хаген (1709 –1772) был придворным аптекарем. Получив хорошее образование, он женился, купил аптеку в Кёнигсберге, обосновался здесь и положил начало развитию фармации в Пруссии. 
Büste.jpg
Учёных званий не имел, но занимался химическими исследованиями,  экспериментами, опубликовал несколько статей в местном научном и политическом журнале, читал лекции студентам и даже был избран членом научного общества во Франкфурте, чего с аптекарями прежде не случалось. В городе же ему были благодарны за анализ воды в городских колодцах.
А вот его сын, Карл Готфрид (1749 — 1829), развивал фармацию, как науку. 

Зачем сжигают книги
После смерти отца придворной аптекой занялся Карл и создал в её подвале первую в городе химико-фармацевтическую лабораторию для экспериментов. 
Закончив университет, он преподавал в Альбертине и был её последним «универсальным» учёным по физике, химии, ботанике, зоологии и минералогии. Кафедра, которой он руководил, стала центром развития естественных наук в Кёнигсберге, а книги - «Учебник аптекарского искусства» и «Основы экспериментальной фармации» - полвека были стандартом для преподавания. Вот так удачно и просто Хагену удалось изложить все новые тенденции в химии. 
Карл Готфрид приветствовал новые открытия, подтверждал их опытами, и как-то даже выкупил и уничтожил свои книги, в которых оперировал успевшими устареть постулатами, чтобы их не пропагандировать. 
Также он составил энциклопедию «Растения Пруссии» и стал основателем ботанического сада.
Между прочим, К.Г. Хагена знали и в России. Он был членом Российского императорского фармацевтического общества, а царь и князья были клиентами его аптеки.

Друг короля и Канта
Учителем Хагена был сам Иммануил Кант. Философ оценил способности этого студента, а потом и его таланты  преподавателя, обучавшего студентов посредством экспериментов наглядно и убедительно.
Они подружились, и Хаген стал частым гостем в доме философа, на его знаменитых обедах, где собиралось интересное общество. А Кант иногда заходил на кухню придворной аптеки и с удовольствием угощался там картофелем под соусом бешамель и селёдкой.
Когда король Фридрих Вильгельм III  укрылся с семьёй в Кёнигсберге от войск Наполеона, Хаген преподавал его сыновьям - будущему королю Фридриху Вильгельму IV и императору Вильгельму I — естественные науки. А король с королевой даже участвовали в экспериментах, например, по освещению дома газом.
Кстати, позже в семью Хагена вошли сразу два блестящих учёных:  старшая дочь Иоганна вышла замуж за астронома Бесселя, а младшая Флорентина - за математика Ноймана.

По заслугам и почёт
Как академического преподавателя, Хагена наградили орденами Орла 2 и 3 степеней, а в честь 50-летия его деятельности в Альбертине устроили пышную церемонию. Крон-принц преподнёс юбиляру его бюст из бронзы, преподаватели и аптекари Пруссии - мраморный бюст, аптекари королевства - серебряную медаль, а исследователи природы Пруссии - серебряный кубок. Студенты же преподнесли стихотворение и короновали профессора лавровым венком.
Плеяда талантов
Сын К.Г. Хагена Эрнст Август (1797-1880) занялся искусством. Он устраивал выставки, учредил картинную галерею, помог основать Академию искусств и музей «Пруссия» (образовал с единомышленниками «Общество прусской старины», откуда и вышел музей).
Этот Хаген стал первым прусским профессором эстетики и истории искусства, занимался литературой, написал историю местных театров, а также издавал «Новую прусскую провинциальную газету». И помог опубликовать поэму Донелайтиса «Времена года». 
Его сын, Герман Август Хаген, увлёкся энтомологией, создал кафедру в Гарвардском университете. Теперь его называют основателем энтомологии. 
А Готтхильф Генрих Хаген построил гавань и южный мол в Пиллау,  укреплял берега и дюны на косах. Был членом Берлинской академии наук, доктором философии, почётным членом ряда технических обществ. И, конечно, Почётным гражданином Пиллау, благодарные жители которого поставили ему памятник из гранитных валунов, которые он использовал при устройстве гавани.
Кстати, памятник этот и сейчас можно увидеть на набережной Балтийска. 
В 2014 году в нашем городе побывал географ Дирк Хаген. Он был приглашён на день рождения Канта как потомок друга философа.

Не платил нацистам
Сохранившиеся на улице немецкие здания культурной ценности не представляют. Зато на Хагенштрассе, 21 жил немецкий писатель Эрнст Вихерт (1887 – 1950). Известно, что он участвовал в Первой мировой войне, заслужил два Железных креста, потом преподавал в Хуфен-гимназии. В 1930 году Вихерт уехал в Берлин, а в 1938-м выступил с антинацистской лекцией перед студентами. Ему простили. Но когда он отказался платить пожертвования национал-социалистам и помог заключённому пастору, его арестовали и отправили в Бухенвальд. 
Получилось так, что он встретился с министром пропаганды Геббельсом. И после двух месяцев, проведённых в лагере, Вихерта отпустили, но печататься он уже не мог (только под псевдонимом Эрнст Барани Биэлль) и находился под надзором гестапо.
(Продолжение следует)
Разработано в АЛЬФА Системс