Государство не продаёт и не передаёт частникам земли, где растут защитные городские леса – такие территории должны быть доступны всем. Но даже не это главное. Особая ценность таких лесов - в обеспечении благоприятной среды обитания для многих людей
Галина ЛОГАЧЁВА
Именно такой защитный лес до сих пор незаконно и вырубается в районе 15-го километра по Мамоновскому шоссе у посёлка Прибрежный. В минувшую пятницу там побывал глава города Александр Ярошук.
Предыстория такова. В 1993 году 33 гектара защитного леса были отданы в постоянное (бессрочное) пользование товариществу индивидуальных застройщиков «ТИЗ «Перспектива-Вест». Товарищество за все эти годы успело вырубить (по предварительным подсчётам МБУ «Городские леса») порядка 12 гектаров под более 70 домов, это 40-50 тысяч деревьев диаметром 30-40 см.
Городская администрация много лет судилась с «ТИЗ «Перспектива-Вест» и в итоге тяжбу выиграла: все права кооператива на территорию застройки были прекращены в 2014 году в судебном порядке. Однако проблемы на этом не закончились.
Во-первых, вырубки леса под застройку всё продолжаются. А, во-вторых, жизнь у этих более 70 собственников хоть и в благоприятном для здоровья месте, но с туманными перспективами: ведь документов ни на землю, ни на дома как не было, так и нет. Дома даже к газу не имеют права подключать.
Хаты с краю
- Смотрите, опять вырубили! - показывает журналистам место свежей вырубки на окраине незаконного коттеджного посёлка Максим Коваленко, начальник управления благоустройства и экологии горадминистрации. - Ведь когда в декабре мы сюда приезжали этого фундамента, а также двух новых коробок домов, не было! Какие дубы черешчатые загубили!
- И вон того, красного, дома тоже не было, - показывает рукой на другую окраину посёлка Александр Зуев, председатель комитета муниципального имущества и земельных ресурсов.
Тем временем к группе журналистов подходит председатель правления товарищества индивидуальных застройщиков «Перспектива-Вест» Александр Гоменюк.
- Землю мы ещё в 1993 году получили, - говорит он. - Были только военнослужащие, сейчас они все поувольнялись. Некоторые даже ушли из жизни. 8 лет мы провели с администрацией в судах, было более 30 решений арбитражных судов. Но сейчас возникла патовая ситуация: люди построились, провели за свой счёт коммуникации, электричество, газ, ливнёвку, дороги, а свидетельств на право собственности не выдают. Мы сейчас обратились за помощью и к губернатору, и к полномочному представителю по СЗФО, потому что в судах наш вопрос не решить.
- А кто недавно рубил лес под застройку? - Задают ему вопрос.
«Это не ко мне, - улыбается председатель кооператива. - Срубленное дерево — уголовное дело. Этим должна заниматься полиция. Надо было охранять лес. Тут его 150 гектаров».
И действительно, он же не сыщик. Он — скромный труженик. По его словам, он — простой полковник запаса, 38 лет прослужил на Балтийском флоте.
Из народной толщи
Увидев из окон домов, что приехали чиновники и репортёры, на улицу выходят люди. Одни рассказывают корреспондентам свои грустные истории, другие сочувственно их слушают и кивают головами.
- Мы с мужем 25 лет провкалывали в Якутии, чтобы, приехав сюда, обеспечить себе нормальную старость, - говорит одна жительница. - Всё продали, квартиру продали, построили дом, переехали в него. Нам говорили, что газ будет. Но мы живём без газа. Уже пятую машину дров топим. У меня живёт недееспособный человек в доме. Как мне быть?
«Я - Ольга, мне 42 года, в Прибрежном всю жизнь прожила, - объясняет ещё одна жительница. - Пока мы не можем здесь жить, отапливать дом нечем, ребёнку 12 лет».
Послушать — таких печальных историй просто море. По ним выходит, что люди всю жизнь тянули двойную лямку, одержимо работали, и этот непосильный труд превратил их в инвалидов, а теперь пришла беззащитная старость. Они так много плакали, что даже все слёзы у них вытекли от горя.
Как относиться к таким рассказам? Мнения журналистов разделились. Некоторым этих людей жалко. Другие пожимают плечами: а на что они надеялись? Ведь не дети же, в конце концов. Понимали, что есть и Лесной кодекс, и другие федеральные законы, которые нарушать нельзя. Не случайно же никому документов ни на землю, ни на постройки не выдавали и не выдают…
К тому же тот же Гоменюк охарактеризовал своих членов кооператива так: «Это не садовое общество, не бабушки и дедушки, не соображающие и юридически неграмотные, здесь все подготовленные люди».
Уповаем!
- По вашему вопросу создана рабочая группа, - сразу сообщил окружившим его людям Александр Ярошук, приехав на место. - Все права кооператива на территорию застройки, как вы знаете, прекращены в 2014 году в судебном порядке. Но к этому времени на участке уже были построены 56 домов. Поэтому дольщики «Перспектива-Вест» стали заложниками ситуации – вы возвели дома, которые по решению суда признаны незаконными. Но «дорожная карта» по легализации ваших участков у нас есть. Мы обратимся к губернатору, чтобы признать вас обманутыми дольщиками, после чего мы сможем помочь вам легализовать свои участки, чтобы вы оформили их в собственность бесплатно в соответствии с законом.
Также мэр проинформировал, что постройки, которые были возведены уже после решения суда, состоявшегося в 2014 году, будут снесены, оснований для их оформления нет. Руководитель «ТИЗ «Перспектива-Вест» тогда был уведомлен, что никаких прав для продажи участков больше не существует. Никаких вырубок больше быть не может. Однако продажи и вырубки всё продолжаются…
- Не покупайте участки! А кто купил участок после 2014 года, не застраивайте! Это будут выброшенные деньги! - Обратился к людям Александр Зуев. - Не пилите деревья! Но проблема даже не в деревьях. Проблема в законе.
- Так вам важнее закон, а не люди? - выкрикнул из толпы какой-то молодой человек.
- Закон. Который для ВСЕХ людей. - Ответил ему Зуев, сделав ударение на слове «всех». - И его надо выполнять.
- Ну постройте тогда дом на площади Победы и потом настаивайте, чтобы его узаконили. - Поддержал коллегу мэр. - Ведь дом тоже для людей…
- Надо садиться за стол переговоров! - Закричал Гоменюк.
- Больше я с вами за стол переговоров садиться не буду, - ответил ему Ярошук. - Мы уже один раз договаривались с вами по-человечески. Я сказал тогда: остановитесь, мы легализуем уже построенные дома, но больше не продолжайте, не рубите деревья! Были на встрече и ваши представители. Все, вроде, пришли к единому мнению. Всё тогда сфотографировали, зафиксировали. Мне обещали больше не пилить. И что?
- Александр Георгиевич, помогите! - заголосили сразу несколько женщин. - Уповаем на Вас, как на Бога!
- Мы для этого и приехали, чтобы донести свою позицию, - успокоил их Ярошук. - Если ваши дома входят в те 56, которые были зафиксированы до 2014 года, то мы будем помогать вам решать вашу проблему.
Для справки
Защитный лес у посёлка Прибрежный в районе 15-го километра по Мамоновскому шоссе высаживался примерно полвека назад.
«Сажали его с целью укрепления почвы, чтобы земля не сползала в залив и карьер, которые недалеко, и болот было меньше. - Говорит директор муниципального бюджетного учреждения «Городские леса» Юрий Робилко: - Это территория бывшего лесфонда. Как раз в том месте, где сейчас коттеджный посёлок, были высажены ценные породы, в частности, дуб красный, причём высажены рядками, красиво. Сейчас вырублен большой кусок леса, гектаров 12. Даже по скромным цифрам порядка 40-50 тысяч деревьев. Вырубки продолжаются и по сей день. Деревья-красавцы, 30-40 см в диаметре вырубаются нещадно. Обычно в выходные, когда госструктуры отдыхают, или в вечернее время, когда тоже никого нет. В связи с будущим сносом незаконных строений мы прорабатываем сейчас вопрос о компенсационном озеленении этих мест, включая и дуб красный.