Посёлок Рыбачий (Rossitten) на Куршской косе, или «От сети»

Галина ЛОГАЧЁВА

На минуту просто представьте: люди начали селиться на Куршской косе более 4000 лет назад… По времени это совпадает с постройкой египетских пирамид! Тогда коса представляла собой цепочку отдельных островов ледникового происхождения, разделённых многочисленными проливами.

Самыми большими островами оказались те, где сейчас расположены посёлки Рыбачий (километрах в тридцати от Зеленоградска) и Нида. Именно там и обнаружено большинство сезонных стоянок позднего каменного века (с целью вылова и заготовки рыбы).

Викинги у истоков

Однако не в каменном веке и даже не в бронзовом смогли люди осознать значение косы.

Её географическую и торговую роль впервые по-настоящему оценили викинги в IX веке, которые открыли по косе знаменитый торговый путь «из варяг в греки» и путь на литовское побережье, к устью реки Неман.

Викинги основали у корня косы (где острова разделял самый большой пролив, носивший название Брокист) торговый город Кауп — это в окрестностях современного Зеленоградска.

Дружинники викингов также контролировали передвижение по проливам косы купеческих судов, взимая с них дань серебром.

Ещё одно знаменитое поселение викингов находилось как раз возле Рыбачьего, у одного из проливов. Называлось Кораллен-Берг. Кроме пиратства эти варяги, а также местное население — курши - занимались охотой, рыболовством, добычей янтаря, производством простых металлических изделий.

И Кауп, и Кораллен-Берг перестали существовать после их разорения датским конунгом Кнутом Могучим.

Но свято место пусто не бывает. Чудом уцелевшие обитатели Кораллен-Берга основали три поселения: у современного Лесного, Рыбачьего и у несуществующего ныне Штангенвальде.

В основном это были курши. Они и продолжили освоение прибрежной зоны Балтики.

Замок Росситтен

Если кто бывал в самом посёлке Рыбачий, то, конечно, знает пирс на его восточной окраине. Вот предположительно там и находилось укреплённое городище куршей.

Рыцари Тевтонского ордена во время своей экспансии в земли пруссов разорили это городище. И в 1372 году на его месте соорудили свой деревянно-земляной замок. Назвали его Росситтен.

Замок они использовали для контроля дороги в Мемельбург (Мемель, позже Клайпеда), ведь по замёрзшему Куршскому заливу (у немцев он назывался Куриш-Хафф) не раз пробирались на территорию Пруссии дружины литовцев-язычников, очень недовольные присутствием немцев у своих границ.

К 1500 году крепость потеряла своё первоначальное военное значение, а ещё позже — исчезла.

Росситенские рыбаки и их легенды

Мы сейчас не станем говорить о том, как люди на протяжении веков варварски истребляли животных и растения на косе.

66-07.jpg

А представим лучше быт и жизнь рыбака, связанные с постоянным риском на воде.

В музее леса на косе можно увидеть достаточно много старинных снимков, где запечатлены рыбаки, их дети и жёны за работой: они вместе плетут сети, сушат и вялят рыбу, женщины ткут, кормят детей, копаются на огороде. Все в примитивных одеждах. Быт достаточно суровый. Даже в день свадьбы невес-
та выглядит печальной и бедно одетой — она понимает, что ждёт её впереди не радость, а только тяжёлый труд… Да и у родственников и гостей молодожёнов лица сосредоточенные. Мысли их всё — о прокорме.

Если бы я не знала, что эти фотографии сделаны в начале XX века на косе и что на них засняты немцы, подумала бы, что это русские крестьяне где-нибудь в глубинке Воронежской губернии. Ведь всё везде одинаково на этом свете: работа, ответственность за семью, переживания и печаль.

А зависимость человека от стихии рождала у росситтенцев множество примет и легенд.

Они, например, посыпали сети солью, чтобы бог дал им хороший улов, не давали денег в долг накануне выхода на залив, не оставляли после лова нераспутанными бечёвки, на рыбалку брали с собой оберег — чепчик первенца или кусочек верёвки церковного колокола.

Перед спуском новой курены (местной лодки) на воду, мачту украшали калиновым венком, бросали луковицу в корму, читали обходную молитву на заклинание всех морских богов.

И каждое воскресенье рыбаки со своим семейством обязательно посещали церковь.

Так и жили «от сети». Веками.

Судак только в августе!

66-06.jpg

Кстати, о сети. В жизни рыбаков она занимала особое место. Как только заканчивался сезон, её уже начинали готовить к следующему. Это не особо сложно, но долго. Сети всей семьёй чинили, смолили и сушили, а потом растягивали на жердях.

Жердей требовалось много. Их готовили «на материке» и везли в Росситтен по замёрзшему льду залива.

Применялись жерди и при ловле рыбы.

В мае, готовясь ловить финту (сельдь), жерди забивали в песок, в дно залива, и крепили к ним сети.

Бывало, что сети забивались водорослями, буйно разраставшимися в тёплую погоду, кроме того, их, переполненных рыбой, иногда срывало течением. Тогда для рыбака — беда. Потеря сетей в дни путины оборачивалась трагедией. Они стоили дорого, не каждый мог позволить их себе купить.

За соблюдением правил рыболовства следил рыбинспектор. Нарушения карались изъятием сетей и большими штрафами.

Лучшим месяцем в году считался август. Тогда ловили на заливе леща, судака, щуку, сига, финту, уклейку, плотву, окуня, пескаря, чехонь, налима, миногу, ерша, колюшку, корюшку, рыбца, сома, снетка, угря.

Курена

Курена для рыбака, то есть, лодка — это всё равно, что лошадь для крестьянина. Кормилица.

Плоскодонная, с низкой осадкой, она позволяла вплотную подходить к берегу.

Лодки назывались по типу сетей, которые они тянули: вентерные, бредневые, кюдельные. Чаще всего две курены тянули длинную курновую сеть, а ловушки проверяли при помощи более мелких, вентерных лодок.

Отслужившие свой срок суда разрезались поперёк и продолжали использоваться как хозяйственные постройки.

Флюгер для фишмайстера

Каждой курене надлежало иметь отличительные знаки, чтобы фишмайстер мог определить, чья лодка вышла в залив во время запрета. Знаки состояли из первых букв названия деревни и цифр номера удостоверения рыбака.

66-13.jpg

С 1884 года на мачте ещё дополнительно крепили чёрно-белый вымпел посёлка и большой флюгер (чтобы пресловутый фишмайстер мгновенно узнавал принадлежность судна).

Со временем рыбаки привыкли к новшеству и даже стали соревноваться: кто лучше украсит свой флюгер замысловатой резьбой. Они вырезали виды родных мест: кирху, рядом свой дом, стоящих на опушке леса лося, кабана, курену на заливе… А на верхней части флюгера размещали сведения о семье и количестве детей.


Комент