Школьная или Pestalozzistrasse

Чем угощали в Пруссии, для чего в школьном здании делали бойницы, и о человеке, который совершил революцию в педагогике, читайте в очередной экскурсии «Гражданина»

Юлия ЯГНЕШКО

Улица Школьная находится в Московском районе между Киевской и Тихорецкой. Но если турист спросит о ней где-нибудь в центре, его отошлют в Балтийский район, потому как не привыкли ещё, что в 2009 году район упразднили.

46-26.jpg

А некоторые и вовсе укажут на Понарт. Так именовалась местность в округе «Киноленда» в Кёнигсберге.

Название «Понарт» пошло от небольшой прусской деревушки, самого первого поселения в этом месте. В переводе с прусского - «позади за углом». Конечно, по отношению к городу-крепости.

Веками понартцы жили скромно, промышляя рыболовством и заводя трактирчики для горожан, заезжавших отдохнуть к ним на природу. Известно, что один из самых предприимчивых кабатчиков угощал посетителей… солёной вороной. Правда!

Рецепт этой закуски он привёз с Куршской косы, где ворон водилось в переизбытке, жители их отстреливали, солили, коптили и ели.

46-24.jpg

И только к середине 19 века, когда в Понарте появилась одноимённая пивоварня (владел ею Шиффердеккер), предместье стало процветать. А уже в начале 20 века Понарт вошёл в черту Кёнигсберга.

Первая и единственная

В советское время именно благодаря старому пивзаводу и нарекли улочку, по которой мы сегодня пройдёмся: «Пивоварная», а затем «Пивоваренная».

Но в 1947-м на ней открылась советская школа. И упоминание алкогольного напитка в её адресе оказалось некстати. Тогда и появилась «Школьная». Чего выдумывать-то?

Теперь о школе. Разместилась она в здании по Школьной, 2, заняв два корпуса. Оба хорошо сохранились в войну и после неё продолжили служить по своему предназначению.

У немцев это была Песталоцци-шуле - народная школа для мальчиков.

Двухэтажный корпус возвели в 1887 году, его архитектура более изысканна.

На фасаде имеется ризалит - выступающая во всю высоту часть здания (в районе входа). Он украшен фронтоном, с треугольным завершением и ажурным вимпергом (треугольник сразу над дверью, реплика от готического замка).

А также карнизы, узоры, башенки.

К 1891 году построили второй корпус, 3-этажный. Уже попроще. Тут, пожалуй, внимания достойны только двойные двери и карниз, венчающий строение. Он выполнен в виде машикулей. (Так назывались бойницы замков и крепостей, через которые стреляли лучники, а их подручные забрасывали противника камнями или обваривали кипятком. С появлением огнестрельного оружия машикули превратились в элемент архитектурного декора.)

Кроме того, возвели и пристройку для гимнастического зала.

Для Кёнигсберга, где накануне Второй мировой войны, по данным статистики, действовали 44 народные школы, многие из которых располагались в красивых зданиях, - этот комплекс не был уникальным.

Но только не для Понарта. Тут школу построили впервые и она долго оставалась единственной.

Теперь оба здания признаны объектами культурного наследия. Ведь они выделяются не только на фоне советской застройки, но даже и немецкой. В промышленном районе, каковым являлся Понарт, строили обычно просто, без изысков.

Ну что ещё сказать? Перед Второй мировой войной школу преобразовали в кадетский корпус. А после неё поделили: в одном корпусе расположилась школа, в другом - Дом пионеров.

В 1950-х здесь функционировали ещё и ясли, а с 1960-х заработала восьмилетняя, а позднее средняя школа №42, которая носила имя Гастелло.

С 2004 года в здании размещён корпус школы №46.

Хотел «заткнуть дыру»

46-03.jpg

В Кёнигсберге понартская школа носила имя швейцарского педагога-реформатора Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).

Он вошёл в историю тем, что разработал методику начального обучения детей счёту, измерению и речи; расширил содержание начального обучения, включив в него сведения из геометрии и географии, рисование, пение и гимнастику; ввёл совместное обучение мальчиков и девочек и др.

В Восточной Пруссии Песталоцци уважали. Наверно, потому, что педагог ратовал за народное образование, а именно на этой территории Германии оно пробуксовывало аж до 20 века.

Удивительно, но педагогический талант открылся в человеке, который ещё мальчиком остался без отца и получил, как сейчас бы сказали, женское воспитание. Обладал мягким характером, был просто болезненно отзывчив, а учителя считали его неспособным!

Мать хотела, чтобы Иоганн стал священником. Но тот выучился на агронома.

Однако на земле работать не смог, зато устроил школу для крестьянских детей, а после войны с Наполеоном - для беспризорников.

В труде «Лингард и Гертруда, книга для народа» Песталоцци указал свою цель: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия». И средство - поднять уровень образования.

Считая, что заниматься этим должны матери, Песталоцци написал для них руководство.

Но у беспризорных и сирот матерей нет. И он взялся за дело сам. Собрал сотню ребят в бывшем монастыре урсулинок, организовал для них школу, где работал и учителем, и казначеем, и дворником и даже сиделкой, если требовалось.

Справился! И вскоре дети, ничего поначалу не желавшие слушать, стали ему помогать. Талант!

Школа обрела популярность. И богачи принялись навязывать директору своих отпрысков. И Песталоцци учреждение... закрыл. Принципиально.

Не делайте из детей взрослых!

Свои взгляды на педагогику Песталоцци изложил в книге «Как Гертруда учит своих детей». Расписал, как учить грамоте, счёту и письму. Его приёмы стали сегодня достоянием мировой педагогики.

А ещё связал педагогику с психологией, а обучение — с воспитанием и развитием.

Настаивал на том, что воспитывать и учить ребёнка нужно с первых дней жизни. Что развивать необходимо не только голову, но и сердце и руки. И давать побольше наглядного материала. Так детям понятнее.

Песталоцци внёс столько нового в систему воспитания и обучения, что в 1792 году французы за это дали ему звание гражданина своей республики.

И напоследок несколько цитат от великого педагога.

«Ребёнок – зеркало поступков родителей».

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

«Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых. Нужно, чтобы они постепенно развивались. Чтобы научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми».

И уж совсем на злобу дня мнение двухсот с лишним лет давности:

«Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу, то они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении».


Комент