Хотим быть среди вас

У обычного человека опыта общения с людьми с инвалидностью почти нет. Поэтому, сталкиваясь с ними, мы часто не знаем, как себя вести

Юлия ЯГНЕШКО

О неловких ситуациях, которые случаются в Калининграде с незрячим, инвалидом-колясочником или человеком с другой инвалидностью, а также о том, как правильно окружающим общаться с ними, рассказывает Сергей Киселёв, председатель Ассоциации молодых инвалидов «Аппарель», инвалид 1 группы по зрению.

Сергей, чем занимается ваша организация?

Сергей КИСЕЛЁВ: - «Аппарель» существует с 1999 года и помогает молодёжи с инвалидностью. Во-первых, продвигаем инклюзивное образование, чтобы дети с инвалидностью учились в обычных классах. Там они развиваются лучше.

Теперь в школе появляются тьютеры, то есть, педагоги, работающие с конкретным ребёнком индивидуально, помогающие учителям общаться с нашими ребятами, а им - осваивать программу. Сейчас в школах №№11, 28, 38 и 56 учатся ребята с синдромом Дауна и другими серьёзными нарушениями.

32_18.jpg

Во-вторых, помогаем создавать безбарьерную среду. Однажды Артур, инвалид-колясочник, несколько часов стоял на остановке ДК «Вагонка» и не мог уехать: автобусы низкопольные, но не подходили к тротуару вплотную.

Кстати, такое поведение водителей создаёт проблемы и для маломобильных групп населения, к которым относятся люди, получившие травмы, с сумками-тележками или детскими колясками, беременные женщины, пожилые.

Что вы предпринимаете?

С.К.: - Провели совещания в администрации города и областном управлении транспорта с участием ГИБДД и перевозчиков. Ситуация улучшилась, но гарантий, что колясочник сможет уехать на первом же автобусе, пока нет.

Недавно в рамках проекта «Янтарный и футбольный край — доступный и комфортный всем» с использованием гранта Президента России мы издали пособие. Его цель — адаптировать для людей с ограниченными возможностями не только физическую среду, устроив соответствующие пандусы и санузлы, но и научить остальных с ними общаться. Чтобы не обижать и не доставлять дополнительного дискомфорта - хотим стирать и поведенческие барьеры.

Кого хотите учить?

С.К.: - В первую очередь, конечно, персонал кафе и гостиниц, магазинов, поездов, лечебных учреждений, музеев и т.д. Мы использовали рекомендации Международного паралимпийского комитета и методики, разработанные для Олимпиады в Сочи. С нашим пособием можно самостоятельно провести аудит доступности своего объекта для маломобильных людей.

Как и где проходит обучение?

С.К.: - Семинары бесплатные. Проводим у себя в центре на Дарвина, 15 или идём к желающим. Главное, чтобы можно было показать видео. Я сам слепой. Вместе со мной семинары ведут девушка, отстающая в развитии, и человек с затруднениями речи после энцефалита. Мы погружаем людей в свою атмосферу, показываем, как мы воспринимаем мир. И разбираем разные ситуации. Например, что делать кассиру, если он не понимает покупателя-инвалида. Или как правильно помочь перекатить коляску через порожек.

А как правильно?

С.К.: - Сначала нужно представиться. Спросить: нужна ли помощь и какая именно. Возможно, человек не хочет, чтобы его выделяли. А дальше действовать строго по его инструкции.

Посоветуйте, как общаться, к примеру, с незрячим.

32_22.jpg

С.К.: - В брошюре есть специальный раздел. Сначала надо узнать, насколько плохо человек видит. Если хотите пожать руку, - предупредите. Если ведёте, не надо стискивать его руку или тащить. Описывайте где он — в центре зала, в двух метрах от двери. Предупреждайте о препятствиях — и о ступеньках и о ветках.

Важно: общаясь с незрячим, говорите с ним, а не с его сопровождающим. Ваш собеседник здесь!

И не трогайте собаку-поводыря: она работает, а вы отвлекаете её от человека, которому она помогает.

Горожане корректны с вами?

С.К.: - Раз на раз не приходится. Очень часто сами предлагают помощь. Но вот недавно парень с тяжёлой формой ДЦП вызвал такси. Вышел на улицу. Но таксист отказался везти его без сопровождающего и уехал.

Человека с инвалидностью обижают невольно словами. Не надо называть его инвалидом или глухим. Лучше так: человек с ограниченными физическими возможностями и неслышащий.

А если незрячему сказать: «Вот придёшь и увидишь»...

С.К.: - Это нормально. Он видит. Только кончиками пальцев.

Главное — говорить с ним. Иначе может получиться неудобная история.

Недавно на площади Победы я зашёл в кафе. Ждал друга. Попросил чашку кофе. Прошло 20 минут. Полчаса. Не подают... Потом оказалось, что чашка давно передо мной и кофе успел даже остыть. Просто официант тихо поставил и не предупредил меня.

Или случай в пекарне. За прилавком молодые девушки и ребята. И такие же в очереди. Незрячий заказал большой пирог на день рождения. Да, говорят, хорошо. Потом какие-то странные вопросы пошли. Голоса разные. Кто с кем разговаривает — непонятно. То ли продавцы между собой, то ли с очередью, то ли уже именно с ним. И ситуация всеобщего непонимания может продолжаться очень долго.

Сколько у нас в городе людей с инвалидностью?

С.К.: - Около 40 тысяч. В области - вдвое больше.

Дайте ещё несколько советов, как не обидеть человека с инвалидностью.

С.К.: - Никогда не трогайте и не катите инвалидную коляску без разрешения, а, разговаривая с колясочником, старайтесь распологать глаза на одном уровне.

Если общаетесь с неслышащим, смотрите на него, не загораживайте своё лицо. Говорите громче, чётко, простыми фразами.

Убедитесь, что вас поняли. Чтобы привлечь внимание, можно слегка дотронуться до руки.

Важно, чтобы о нас помнили. На День города и другие массовые мероприятия для посетителей ставят биотуалеты. Но ни одного - с приспособленной, широкой кабинкой. А ведь приглашают на праздник всех. И мы хотим быть среди вас.


Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель» бесплатно проводит интерактивные
семинары для персонала по взаимодействию с клиентами-инвалидами (особенности этики при обслуживании маломобильных людей и др.).

Семинары (3-4 часа) проводят тренеры
с инвалидностью.

Участники получают пособие «Доступность
и комфортность мест размещения
и пребывания людей с инвалидностью».

Обращаться по тел. +7-911-450-87-32, e-mail: apparel.ngo@gmail.com, сайт: apparel.ru



Комент