Сказ о прусском камнерезе

Вооружившись информацией, почерпнутой из Интернета, отправляемся в посёлок Сальское, который находится не доезжая Светлогорска километров 5-7

5612.jpg

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Проезжая по центру Сальского, слева от дороги заметила очень древние строения. Проскочить мимо было невозможно. Прошу остановить машину и отправляюсь их осматривать.
Из одного такого домика выходит молодая пара. 
 - Не надо фотографировать, - кричит мне девушка.
- Почему? Интересная постройка. 
- Это частная собственность. 
- Скорее всего XIV век… историческая реликвия, - возражаю я, продолжая съёмку.
- Это мой сарай!
После такого «железного аргумента» я отхожу от «объекта» (к тому же работа с ним закончена, колоритное здание запечатлено) и поворачиваюсь, чтобы заснять дом, полностью построенный из дикого камня. (Я вообще такой встречаю впервые.)
- Не надо дом фотографировать, - запрещает мне всё та же девушка.
- А что такое? Он же очень древний.
- Там люди живут.
Надо же! Кто бы мог подумать! Однако к её неудовольствию постройку я всё-таки сняла.
Делюсь своими мыслями с читателями: вот в таком доме из валунов было бы здорово открыть музей, чтобы демонстрировать быт зажиточных людей раннего средневековья. (Обитавшие в таких домах, безусловно, считались зажиточными).
Поскольку мне надо найти каменное изваяние, незавершённую работу прусского камнереза и единственный памятник такого рода на территории Калининградской области (как написано на сайтах в Интернете), то я вынуждена обратиться за помощью к уже упомянутым молодым людям.

В поисках камня
Как оказалось, местные жители об указанном раритете слыхом не слыхали. 
- Стоял, вроде, такой, с крестом, у кирхи, - молвил в раздумье парень. - Нам как раз по пути, я покажу. 
- У бывшей немецкой школы какой-то камень тоже есть, - как бы витая в своих мыслях, сообщила, не глядя на меня, девушка. - Но снимать эту бывшую школу нельзя! - Тут же спохватилась она, заметив краем глаза, что я снова расчехляю фотоаппарат.
- Тоже люди живут?
- Да!
Проходим мимо кирхи, которая стоит на пригорке за забором. На этот бугор забежал парень и застыл там в недоумении. 
- Да вот здесь здоровый камень лежал, - показал он нам сверху на пустое место рядом с информационным щитом. - А сейчас его нет.
- Может, этот? - спрашиваю я, указывая на обтёсанный валун у дороги, стоящий в огороженном палисаднике бывшей немецкой школы, которую «нельзя снимать». 
- Нет, тот объёмнее был, - спустившись с холма, рассуждает хлопец. - Хотя тоже с крестом и такого же цвета.
Тем временем с горки, где только что стоял парень, на велосипеде спускается какой-то человек. Уж этот-то, наверное, знает про камень. Местный, вроде.
«Не знаю, - обернулся на мой вопрос данный имярек. (Лицо всё разбито, в крови, видно, что гражданин сильно употребляющий. И зачем я его остановила?) - Кирха… была, - как бы вспоминая что-то неуверенно сказал он и на всякий случай глянул на её руины. Убедившись, что они на месте, поднимая плечи, продолжил - А камень?»
И ни с того ни с сего стал порицать власти. Де, бездействуют.
- Смотрите, часть крыши сделали, а часть оставили, - показал он на здание бывшей немецкой школы. - Это же ужас! Денег не могут у себя найти они! Ха! - И помотал своей слабой, не совсем послушной ему головой.
Рассмотрев хорошенько валун у дороги в палисаднике школы, сличив его с «интернетной» фотографией, я убедилась, что это и есть та самая искомая работа прусского камнереза. (И зачем он её делал и почему бросил — непонятно. Полагаю, что информация о прусском ремесленнике всё-таки — фейк.)
А епископский равносторонний крест на камне, действительно, высечен. Такими пометками на полевом граните в средневековье обычно обозначали границу между владениями Тевтонского ордена и епископских земель.  

Кирха и её охранник
Вообще первоначально в месте, где образовалось поселение Санкт Лоренц (Sankt Lorenz - так Сальское называлось до войны), никто не жил. Я имею в виду пруссов. Здесь простирались поля, которые тевтоны отдали во владение церкви. На них пасли скот, собирали целебные травы.
Но в начале XV века на небольшом возвышении по проекту дьякона Клаусгаля решили построить кирху в память о Святом Лауренциусе. 
Вот с неё и началась история посёлка. Возле кирхи появились имение, пивоварня, трактир, домики для обслуги. Долгое время она была единственным местом для совместной молитвы прихожан соседних поселений, включая жителей Раушена (Светлогорска).  
Последний раз колокола кирхи звонили, собирая жителей округи на службу, в марте 1945 года.
Само здание не пострадало в ходе военных действий Второй мировой войны. Ветшать оно стало из-за небрежной эксплуатации (в советский период использовалось для сельхознужд), а начиная с 90-х годов прошлого века его стали разбирать на стройматериалы сами же местные жители. 
На сегодня кирха Святого Лаврентия внесена в перечень объектов культурного наследия регионального значения и находится в ведении Русской Православной Церкви, приписана к приходу церкви Светлогорска. 
Чтобы защитить её от дальнейшего расхищения, с запада, севера и юга в настоящее время её окружили забором. 
Поэтому подхожу к ней с востока по старинной булыжной мостовой. 
Но и здесь встречаю неожиданное препятствие: оказывается, к восточному фронтону (наиболее сохранившемуся), прилеплены убогие сараи. Их, а также содержащихся в одном из сараев кур, охраняет пёс на цепи. 
Кстати, лай его я услышала как только стала подниматься по древней дорожке. Из соседнего дома, тоже старинного, возможно, принадлежавшего пастору, на его лай так никто и не показался, хотя я и этот дом и кирху достаточно долго и осматривала и фотографировала. 

Святой мученик
Что же касается Святого Лаврентия, именем которого названа кирха, то он почитается как в католической, так и в православной церкви. 
В 257 году его рукоположили в архидиаконы, пострадал он при императоре Валериане. 
Последние дни жизни Лаврентия запечатлены во многих источниках. Во времена гонений на христиан сначала был захвачен Папа Сикст. Лаврентию удалось присутствовать при этом. Он со слезами воскликнул: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми меня с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!» 
Святой Сикст ответил: «Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после моей смерти и ты пойдёшь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Святой Лаврентий так и сделал.
Услышав, что святого Папу Сикста отвели на суд, архидиакон пошёл туда же, где и заявил, обращаясь к святителю, что выполнил его поручение, раздал сокровища. 
При упоминании о сокровищах воины взяли Лаврентия под стражу и бросили в тюрьму. Папе же Сиксту отрубили голову. В темнице Святой Лаврентий молитвой исцелял многих больных. 
Вскоре его привели к императору и приказали показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий попросил на это три дня. Через три дня Святой собрал множество нищих и больных, привёл их к окнам императора и объявил: «Вот те сосуды, в которых вложены сокровища!» 
Тогда Святого Лаврентия стали бить «скорпионами» (это тонкая железная цепь с острыми иглами) и оловянными прутьями, опаляли раны огнём. Под конец положили на железную решётку с подложенными под неё горячими углями и слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: «Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте его!» Умирая, он вознёс хвалу Богу: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои!»
Ныне мощи Святого находятся в Риме. В Русской Православной Церкви память Святого Лаврентия совершается 10 августа.

Комент