Ул. Бассейная–2 или Ratslinden

Где калининградцы слушали «Голос Америки», почему телевизионщики потеснили артистов, а потом наоборот, с какой стати лестница стала памятником и как рождаются новые легенды мы рассказываем в продолжении экскурсии по ул. Бассейной

Юлия ЯГНЕШКО

В царстве образов
Если свернуть на улицу Бассейную с проспекта Мира, то первым нас встретит здание №42. Неприметное, но с историей. После войны здесь был клуб моряков торгового флота, а в 1949 году сюда с Советского проспекта переехал Драматический театр. 
Артисты успели представить несколько спектаклей и театр закрыли на реконструкцию. Строители расширили фойе и сцену, подняли потолок, возвели крышу, устроили гримёрные комнаты, буфет и летнюю открытую веранду. И сезон 1950—1951 года открылся уже в более приспособленном помещении премьерой пьесы Лавренёва «Голос Америки».
Затем в этом здании ставились такие спектакли как «Васса Железнова» (Горький), «Мария Стюарт» (Шиллер), «Баня» (Маяковский), «Вишневый сад» (Чехов), «Маскарад» (Лермонтов), «Вилла Эдит» (Марк Баринов). 
А в 1960 году артистов опять выселили. Но на этот раз им дали уже шикарное здание с колоннами и хорошим залом на проспекте Мира, где театр находится и по сей день.

Бабочки в эфире
А в здание на Бассейной в 1965 году переместилась телестудия. 
Саму студию расположили в бывшем зрительском зале. Остальные помещения заняли артисты, а также гримёры, парикмахеры и технические работники, обеспечивавшие эфир. Или «галстуки», как их прозвали творческие сотрудники.
«Галстукам» работы прибавилось. Ведь на смену почти кустарному оборудованию и двум камерам, с которых начиналось калининградское ТВ, пришёл новый аппаратный комплекс «Город». И качество вещания в корне изменилось. Безусловно ещё и потому, что много трудились «бабочки». Так технари чуть иронично, но с уважением называли отвечавших за содержание телеэфира. 

«Замахнулись на Вильяма»
Затем в доме №42 был «прописан» областной музыкальный театр. И обязаны этим горожане его руководителю, Заслуженному деятелю искусств России Валерию Лысенко.
5558.jpg
Начался же этот театр в 1992 году с Шекспира. Режиссёр Евгений Марчелли поставил тогда «Короля Лира», заняв в спектакле актёров драмтеатра, театра кукол и молодёжного театра из Советска.
Вскоре на Бассейной возникла школа-студия. Её выпускники показали спектакль о первых переселенцах Калининградской области - «Город нашей юности», построенный на студенческих этюдах. А уже на базе школы-студии был открыт курс ГИТИСа, выпускники которого и составили костяк труппы.
В декабре 2001 года вместе с актёрами московской «Геликон-опера» артисты музыкального театра представили оперетту Штрауса «Летучая мышь». А сегодня в их репертуаре «Евгений Онегин», «Кармен», «Вишневый сад» и «Женитьба Фигаро».

Школа для космонавта
Сразу за театром укрылась бывшая Академия искусств Кёнигсберга, о которой мы рассказали в прошлом номере. Теперь в этом здании находится школа №21. Знаменитая тем, что в ней учился самый известный в мире калининградец — космонавт Леонов.
В 1970 году школьники открыли там музей космонавтики. В основе экспозиции были предметы и документы, которые передал им дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов. Хранятся здесь и его рисунки, ведь в юности космонавт мечтал стать художником.
Кроме того, в музее имеются материалы об освоении космоса и, конечно, о других наших земляках-космонавтах - Романенко, Пацаеве и Викторенко. 
Отдельная экспозиция посвящена военным операциям 13-го стрелкового корпуса, бойцы которого сражались во время штурма Кёнигсберга в окрестностях школы. Всего фонд музея насчитывает более 500 подлинных предметов. А увидеть их можно по субботам с 10 до 15 часов. 

Минута на спасение
Чуть дальше по улице, в здании №35а, обосновалась пожарная часть №5 и Управление Государственной противопожарной службы. Что легко узнать по огромным боксам, крупному плакату «Предупреждение. Спасение. Помощь», а также по необычному памятнику мужеству пожарных Калининградской области возле здания, который открыли весной 2002 года.
На пьедестале возвышается ярко-красная старая пожарная автолестница на базе ГАЗ-51А. В 60-х годах прошлого века, имея гидравлический привод, она позволяла проводить спасательные работы в зданиях высотой до 5 этажей, выдвигалась на 17 метров, а если этого не хватало, то использовали дополнительное колено ещё на 2 метра. На подъём и раздвижение лестницы, а также на поворот на 90 градусов уходило 50 секунд.

Реалии и легенды
Наконец, улица сворачивает левее и мы оказываемся в настоящем ущелье. По его дну бежит ручей, а в воде плещутся утки. И снова будто переносимся на сто лет назад, когда здесь размещалось предместье Ратсхоф. 
Кстати, идею города-сада начали воплощать в Кёнигсберге именно отсюда. Тогда промышленные производства решили вынести за городскую черту. И в Ратсхоф переместили вагонную фабрику «Штайнфурт». Её хозяин Феликс Хойтманн стал строить поблизости жильё для своих работников.
Служащие и квалифицированные мастера покупали отдельные дома, а остальные жили в многоквартирных, на 4 семьи. В проектах обязательно предусматривались балконы, в подвалах - отдельные ванные для каждой квартиры, а также прачечная и сушильная на всех. И непременно возле каждого дома было место для сада или хотя бы палисадника.
К тем же временам относят и события одной истории, которую рассказывают в ресторане «Геркулес». Будто бы во время строительства Академии искусств архитектор Ларс обедал тут в одноимённом заведении. И как-то спросил, откуда такое название. Ресторатор и поведал, что овощи ему поставлял зеленщик Мюллер. А его сын стал известным атлетом, выступал под фамилией матери — Сандов (мать была русская). И доказал всему миру, что живое тело не уступает древним скульптурам. За что его прозвали Геркулесом, а потом в его честь назвали ресторан. Эта история, говорят, и навела Ларса на мысль заказать скульптору рельеф древнего силача, который и по сей день можно увидеть на шлюзе ручья Воздушный (см. №5 «Гражданина»).

Комент